Азербайджанский парламентаризм – кажущееся многообразие
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о досрочных парламентских выборах в Азербайджане.
Досрочные выборы в парламент Азербайджана имеют сверхцель – укрепить власть Ильхама Алиева, который возглавляет и правящую партию «Ени Азербайджан» («Новый Азербайджан»). С 1995 по 2020 годы партия неизменно побеждала на парламентских выборах. Худший результат – 53 мандата – был в 1993 году, на первых в истории независимого Азербайджана выборах, а лучший – 78 мандатов – в 2000 году. Думаю, на этих выборах «Ени Азербайджан» хочет получить не менее 80 из 125 возможных мандатов. Но и остальные получат партии из пропрезидентского блока.
Даже в условиях политической сверхцентрализации в парламенте Азербайджана сейчас заседают представители 11 партий. Такое многообразие (кажущееся) редко встретишь в парламентах постсоветских стран. Скажем, в парламенте Казахстана, Латвии и Эстонии 7 партий, Кыргызстана – 9.
Но структурно азербайджанский парламент, конечно, напоминает Всекитайское собрание народных представителей, где заседают депутаты от 9 партий. Но все они входят в правящую коалицию и поддерживают политику КПК в абсолютной или большой степени. Азербайджанский парламентаризм, в истории которого не было ни опрокидывающих выборов, ни победы несистемной оппозиции, – это такое же следование генеральной линии. Особенно в самых чувствительных для страны вопросах, таких как судьба Карабаха, отношения с Арменией и Турцией.