Политический юрист, специалист в области конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП
05.09.2024

Щит или ширма: о некоторых нормах права

 

Политический юрист, специалист в области конституционного правосудия, эксперт Центра ПРИСП Иван Брикульский – о норме, которая позволяет КС воздерживаться от исследования фактических обстоятельств.

Недавно с коллегой обсуждал интересный вопрос: а какой смысл в норме, которая позволяет КС воздерживаться от исследования фактических обстоятельств?

Напомню, согласно статье 3 ФКЗ о КС, Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Оказалось, мы с коллегой читаем норму по-разному. Он её читает так, что КС практически не связан фактами, его задача – оперировать правовой материей и воздерживаться даже в случаях, когда ординарные суды упорно игнорируют какой-то факт, ведь иначе КС залезет в чужую компетенцию. Я же считаю норму так: КС исследует фактические обстоятельства, когда с такой задачей очевидно не справились ординарные суды, в упор игнорируя существенные факты дела.

Грубо говоря, нельзя оставлять право незащищённым лишь из-за того, что условный районник по своему хотению указал, что нет оснований не доверять выводам государственных органов, и отказался содержательно проверять факты. Именно для такого в ФКЗ о КС и содержится оговорка: воздерживается в случаях, когда это входит в компетенцию других судов. То есть нельзя спрятаться за формальную компетенцию ординарного суда, сказав, что остальное мы не смотрим.

Когда оценка фактов играет решающую роль, мы упираемся в универсальный принцип: ibi jus, ibi remedium: без правовых средств защиты право немыслимо. Формализм не может быть преградой для судебной защиты такого высокого уровня.

Вообще стоит задуматься, а насколько такая оговорка работает?

Часто я и коллеги сталкиваемся на практике с тем, что КС отказывает на таком формальном основании: факты мы не исследуем. Иногда такое основание – единственный аргумент решения, напоминает немного отписку. А жалобы бывают и правда хорошими, качественными. После этого видеть такую отписку – очень странно.

Но я обратил внимание и на другой момент: оценивая нарушения по смыслу, который придаётся правоприменением, в некоторых делах КС прямо обращает внимание на фактические обстоятельства дел, даёт им трактовку и задаёт ориентиры. В некоторых постановлениях прямо сравниваются факты дела с нормами Конституции.

Более того, разве можно объективно рассмотреть дело о нарушении конституционных прав, если Суд отграничивает оценку фактов?

Складывается впечатление, что оговорка о нерассмотрении фактов – своеобразный щит КС, который Суд использует по усмотрению, иногда достаточно произвольно. В общем, норма мне кажется лишней: всё равно по усмотрению КС оценивает и исследует факты, а когда не хочет – использует её как ширму.

sud pravo zakon min

 
Партнеры
politgen-min-6 Щит или ширма: о некоторых нормах права
banner-cik-min Щит или ширма: о некоторых нормах права
banner-rfsv-min Щит или ширма: о некоторых нормах права
expert-min-2 Щит или ширма: о некоторых нормах права
partners 6
eac_NW-min Щит или ширма: о некоторых нормах права
insomar-min-3 Щит или ширма: о некоторых нормах права
indexlc-logo-min Щит или ширма: о некоторых нормах права
rapc-banner Щит или ширма: о некоторых нормах права