Сурков и долгое государство с глубинным народом
Помощник президента Владислав Сурков считает, что «большая политическая машина Путина» будет определять лицо России на ближайший век, а в России сложилось государство нового типа, которое станет «средством выживания и возвышения российской нации» на весь предстоящий век. Свои взгляды он изложил в статье «Долгое государство Путина», опубликованной в «Независимой газете».
Комментирует заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.
Известный государственный деятель и самобытный политический философ Владислав Сурков опубликовал новую статью под названием «Долгое государство Путина».
Нет смысла заниматься цитированием и пересказом. Кто захочет, прочтёт сам. Владислав Юрьевич продолжает тему, начатую почти год назад статьёй «Одиночество полукровки».
Текст – очень яркий, насыщенный массой метафор, проходящих через всю толщу русской культуры. Полемичный. Содержащий множество внутренних противоречий и ошибок. Например, неуместно упомянутый термин Льва Гумилёва в отношении Ивана III, Петра, Ленина и Путина – «люди длинной воли». Или – вывод о наличии четырёх моделей русского государства, начиная с Ивана III. А как же, как минимум, 600 лет нашей предшествующей истории? Неужели, это – не наше? Неужели подарим нашим «небратьям»? Они ведь – не откажутся. Будут только рады.
Но это – детали. Частности. Главные выводы, об уникальной «путинской системе», которая «набирает обороты и настраивается на долгую, трудную и интересную работу». И о «глубинном народе», который «всегда себе на уме», и который «создаёт непреодолимую силу культурной гравитации… соединяет нацию и притягивает (придавливает) к земле (к родной земле) элиту».
Именно эти два вывода – суть статьи – вызывают либо восхищение, либо ненависть.
Оппоненты отреагировали мгновенно. И, вполне, предсказуемо. Самые талантливые из них. Сергей Доренко написал, что Россия, которую описывает автор, «застряла в феодализме». Алексей Венедиктов пошёл дальше и увидел в статье Суркова призрак «Третьего рейха».
Нет, уважаемые коллеги, зря вы так! Хотите увидеть «Третий рейх» - посмотрите в другую сторону. Немного на юго-запад от Москвы. Или на северо-запад. Туда, например, где министр внутренних дел сегодня просил прощение за оскорбление его подчинёнными памяти Бандеры.
Всё привычно и обыденно. Есть образ абсолютного совершенства – «либеральная демократия» (сокр. «либердем» - В.Ш.). Такой, новый вариант «диамата». И всё, что не вписывается в этот канон – объявляется ересью и бредом. «Феодализмом» или «Третьим рейхом».
А реальность? Насколько она соответствует канонам «либердема»?
Александр Зиновьев, много лет проживший в не последней из западных стран дал очень точную характеристику того политического режима, который функционирует на Западе: «демократический тоталитаризм». Вот, пожалуй, самая яркая его цитата: «Демократия постепенно исчезает из общественной организации стран Запада. Повсюду распространяется тоталитаризм, потому что наднациональная структура навязывает государствам свои собственные законы. Эта недемократичная надстройка отдаёт приказы, даёт санкции, организовывает эмбарго, сбрасывает бомбы, морит голодом. Даже Клинтон ей подчиняется. Финансовый тоталитаризм подчинил себе политическую власть».
Теперь, 20 лет спустя, похоже, что всё-таки это страшное тоталитарное общество, которое так блистательно было описано Александром Александровичем, постепенно клонится к упадку. И уже очевидно, что «либердем» может последовать в хранилище истории. И занять место на полке рядом с «диаматом».
А, значит, надо думать своим умом. России необходимо создавать свой политический язык, который сможет адекватно описать как эволюцию российского государства и общества, так и современные политические практики. Не идеализируя их. Но и не считая себя бесталанным учеником других, великих, наций.
И статья Владислава Суркова – хороший повод подумать об этом.