Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля»
02.10.2024

Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ

 

В Госдуме продолжили работу над новой версией проекта закона о местном самоуправлении (МСУ), который был одобрен депутатами в первом чтении в январе 2022 г. Поправки ко второму чтению этой инициативы, предполагающей сохранение лишь одноуровневой системы МСУ, комитет нижней палаты по госстроительству будет принимать до 22 октября.

Возможную реформу системы МСУ прокомментировал заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров. 

Изменения, предложенные в рамках реформы местного самоуправления, могут остаться лишь формальностью, если не будут сопровождаться созданием действенных механизмов для укрепления кадрового состава муниципалитетов.

Переход на одноуровневую систему способен решить задачу упрощения структуры управления, однако без повышения ответственности и улучшения качества работы местных властей такие изменения не приведут к значимым результатам. Успех реформы во многом зависит от эффективности управления на низовом уровне, если этот аспект будет проигнорирован, её позитивные последствия окажутся минимальными. Наибольшая опасность заключается в том, что интересы малых поселений могут быть принесены в жертву соображениям «бюджетной эффективности».

На уровне муниципальных округов важно, чтобы развитие населённых пунктов, признанных «точками роста», не происходило в ущерб другим, которые по каким-либо причинам власти посчитали неперспективными. Необходимо создать чёткие и справедливые механизмы, которые обеспечат гармоничное развитие всех территорий, не допуская эффекта «внутренней колонизации». Этот эффект возникает, когда рост одних поселений приводит к деградации других, что ослабляет социальную стабильность и доверие к власти. Хотя подход к концентрации ресурсов в «точках роста» может показаться логичным с точки зрения экономии, он способен усилить неравенство между крупными административными центрами муниципальных округов и малонаселёнными пунктами.

Без внимательного контроля и сбалансированного подхода реформа рискует стать лишь инструментом оптимизации, не решающим реальные проблемы глубинки и усиливающим разрыв между различными частями региона.

gosduma

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
banner-cik-min Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
banner-rfsv-min Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
expert-min-2 Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
partners 6
eac_NW-min Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
insomar-min-3 Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
indexlc-logo-min Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ
rapc-banner Эффект «внутренней колонизации» как риск реформирования МСУ