Политолог, эксперт Центра ПРИСП
16.10.2024

Антиалкогольная кампания без «сухого закона»

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о программе вологодского губернатора по борьбе с распространением алкоголизма.

Инициативы вологодского губернатора наверняка будут сравнивать с антиалкогольной кампанией Горбачева. И, как всегда, из уст в уста будет передаваться фраза из знаменитого исторического анекдота: «На Руси есть веселее пити» (да, это именно исторический анекдот, включенный летописцем в свое повествование вместе с повествованием о «белгородском киселе» и прочими мемориальными мифами).

Однако планы Георгия Филимонова не имеют никакого отношения к попыткам введения «сухого закона». Речь идет об ограничении доступности алкоголя, в первую очередь – в плане ликвидации возможности круглосуточного доступа к покупке спиртного.

Внимание общественности сейчас привлекают инициативы, затрудняющие размещение наружной рекламы алкомаркетов и их работу вблизи образовательных, культурных объектов. Но в действительности команда Филимонова уже приняла куда более радикальные меры, добившись запрета на продажу алкоголя в так называемых «наливайках» в ночное время.

Востребована ли эта антиалкогольная кампания? Более чем. Да, с начала нулевых власти постепенно ужесточали контроль над оборотом спиртного, и это привело к существенному сокращению его потребления. Что еще более важно, изменилась структура закупок горячительного. Россияне начали постепенно переходить с одномоментного употребления большого объема крепких напитков на медленное распитие пива. В итоге наметился трансферт от наиболее опасной «северной» алкогольной культуры к куда менее деструктивной немецко-чешско-бельгийской модели.

Однако в последние годы цены на пиво постоянно растут, в силу чего наши сограждане начали потреблять больше водки. А альтернативы крепким напиткам в виде качественного вина по доступным ценам так и не появилось: в ценовом диапазоне 200 – 300 рублей любители спиртного могут приобрести или винные напитки, или продукт с романтичным ностальгическим названием «косорыловка откровенная».

В то же время с начала пандемии наметился тренд на увеличение объемов потребления алкоголя в целом.

Совпадение этих двух тенденций уже стало причиной вполне ощутимых проблем, а их дальнейший рост может стать одним из главных факторов развития процессов депопуляции и криминализации населения в нашей стране.

Радует, что все риски этого хорошо осознают и на региональном уровне. Инициативы Георгия Филимонова в отношении борьбы с алкоголизацией населения следует не критиковать, а максимально популяризировать в других субъектах федерации.

bednost

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
banner-cik-min Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
banner-rfsv-min Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
expert-min-2 Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
partners 6
eac_NW-min Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
insomar-min-3 Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
indexlc-logo-min Антиалкогольная кампания без «сухого закона»
rapc-banner Антиалкогольная кампания без «сухого закона»