Сила пропаганды и социологические показатели
Тема мигрантов в последние месяцы прочно заняла одно из ведущих мест в информационной повестке. 62% россиян считают, что мигранты приносят вред и занимают рабочие места, на которых могли бы работать местные жители. А вот 53% компаний убеждают, что они не смогут работать без иностранных специалистов. В Госдуме же рассматривают несколько законопроектов, предусматривающих ответственность работодателей за работников и ограничивающих права нелегальных мигрантов.
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о миграционном вопросе.
Российские социологи ранее отмечали наметившийся в последние 15 лет тренд на улучшение отношения к трудовой миграции. Это показывали опросы. Само улучшение они связывали с постепенным привыканием населения к мигрантам другой национальности и веры, сложной демографической ситуацией в стране, порождающей острую потребность в рабочей силе, а также общим ростом уровня и качества жизни
Однако углубленное изучение этой проблемы показывает, что устойчивого изменения отношения к миграции из среднеазиатских стран СНГ, которая порождает сегодня у коренного населения России больше всего вопросов, не происходило. Всё определяют актуальные инфоповоды и их сопровождение, тренды информационной политики, форс-мажорные истории, ситуация в стране.
Итоги последнего исследования ВЦИОМ, зафиксировавшего улучшение отношений к трудовой миграции в России, были опубликованы 14 августа прошлого года. Согласно им, 47% населения страны убеждены, что трудовая миграция – это положительное для страны явление, и это в 2-3 раза больше, чем аналогичные показатели за 2006-2013 гг. (14-21%). После этого был «Крокус». После этого была кампания против мигрантов.
Теперь мы видим то, что видим. Можно ли сократить число трудовых мигрантов? Вероятно да. Повышайте зарплаты для местных, улучшайте условия труда, приложите усилия к механизации и автоматизации, заложите основы роста производительности.
Можно ли отказаться от трудовых мигрантов совсем? Однозначно – нет. Значит, надо совершенствовать законодательные основы их пребывания здесь. И не кидаться в крайности. И, конечно, надо понимать степень влияния госпропаганды, которая может ситуативно разворачивать мнение значительной части населения в ту или иную сторону.