Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП
04.11.2024

Навстречу реформе МСУ

 

Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о порядке избрания мэра Якутска 

В преддверии ожидаемого изменения федерального законодательства по организации местного самоуправления, который обсуждают и ждут, регионы принимают на своём уровне самостоятельные инициативы. Одна из них касается порядка избрания мэра Якутска.

В Якутии продолжают обсуждать возможности отмены прямых выборов мэра административного центра и перехода на конкурсную основу. Вслед за городской думой, предложившей поправку в проект нового ФЗ о местном самоуправлении, свой проект предложил депутат Ил Тумэн (Госсобрания) Якутии Виктор Федоров.

Главный аргумент для такого решения – изменения в Конституцию РФ, которые встроили местное самоуправление в единую систему публичной власти. Для Якутска этот вопрос важен и в связи с реализацией мастер-плана развития города. По поручению Президента РФ до 2030 г. предстоит построить свыше 90 инфраструктурных объектов на 500 млрд рублей. Значительная их доля приходится на полномочия органа МСУ, поэтому вопрос профессионализма исполнителей остается актуальным.

Конкурсная система избрания мэра обеспечивает предсказуемость кадровых решений и, как следствие, преемственность политического курса. Это наиболее благоприятная среда для реализации крупных проектов. Инициатива Якутской гордумы была поддержана Замсекретаря генсовета «Единой России» Сергеем Перминовым. Согласие с новой формой избрания высказал и действующий глава города Евгений Григорьев. Его полномочия заканчиваются в 2026 г.

Принцип народовластия при новой форме избрания не нарушается. При поддержке своих депутатов у избирателей появляется больше инструментов влиять на работу своего мэра. Такая форма уже прошла успешную апробацию в административных центрах более чем 80-ти регионов РФ.

На мой взгляд, выборы глав региональных столиц через конкурсную процедуру не только продолжают традиции народовластия, но и укрепляют их. Народовластие проявляется в том, что руководители регионов и депутаты прямо избираются населением и представляют его интересы. Помимо этого именно депутаты утверждают проекты бюджетов и именно перед ними об итогах своей деятельности отчитываются мэры.

Инициатива депутата Ил Тумэн – показатель актуальности этого вопроса. Обсуждение, которое прошло в Якутии и на площадке Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления показывает, что у инициаторов передачи полномочий по выборам мэра депутатскому корпусу есть весомые аргументы и большое число сторонников. Посмотрим, как на это отреагируют депутаты городской Думы. Очевидно, что это повышает шансы на поддержку их предложений представительным органом республики.

chinovnik portfel min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Навстречу реформе МСУ
banner-cik-min Навстречу реформе МСУ
banner-rfsv-min Навстречу реформе МСУ
expert-min-2 Навстречу реформе МСУ
partners 6
eac_NW-min Навстречу реформе МСУ
insomar-min-3 Навстречу реформе МСУ
indexlc-logo-min Навстречу реформе МСУ
rapc-banner Навстречу реформе МСУ