Пределы «мягкой силы» России на Украине
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о призыве Андрея Медведева показать жителям Украины настоящую Россию.
Андрей Медведев справедливо отмечает, что России необходимо активно бороться за разрушение негативных стереотипов относительно нашей страны. И с этим нельзя не согласиться. Но есть два нюанса.
Во-первых, у нас уже имеется масса структур, в официальный функционал которых включено формирование позитивного образа России за рубежом. Вспомним то же Россотрудничество. У всех этих ведомств есть бюджеты и сотрудники, но нет ощутимых результатов.
Во-вторых, призыв «наша задача показать жителям Украины настоящую Россию, и не только города-миллионники», вызывает некоторые опасения.
Согласно данным нашего родного Росстата? на 2023 год удельный вес жилой площади, оборудованной водопроводом, в РФ составлял 87%, канализацией – 82%, горячим водоснабжением – 76%, ванной или душем – 75%.
Доля газифицированного жилого фонда на 2023 год – 65%. И даже если рассчитывать объемы газификации не по жилой площади, а по домовладениям, то статистика все равно будет печальной: 72% на 2021 г. Такая вот мы нефтегазовая сверхдержава.
В Тыве печным отоплением пользуются около 88% жителей, в Забайкальском крае – приблизительно 50%, в Бурятии – примерно 43%. Хакасия, Алтай, Еврейская автономная область, Амурская, Архангельская, Курганская, Псковская, Кировская, Костромская, Новосибирская области также относятся к числу аутсайдеров по уровню газификации (доля домохозяйств с печным отоплением от 20% до почти 39%).
Наши дороги – отдельная песня. В 2023 году в ходе планерной дискуссии «Россия-2035: к новой экономике транспорта», проходившей в рамках «Транспортной недели», вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что в среднем по стране находится в нормативном состоянии 52% региональной дорожной сети. Иными словами, по оставшейся половине трасс зарубежных гостей и иных интуристов возить стыдно, а местами даже опасно. Помощник президента РФ Игорь Левитин тогда же сообщил собравшимся, что в 2020 году 85% федеральных дорог были в нормативном состоянии, а в 2023 году показатель упал до 73%.
Состояние большинства российских городов за пределами мегаполисных агломераций сложно оценить как удовлетворительное. А точнее его можно прекрасно описать при помощи бессмертной цитаты ослика Иа: «Жалкое зрелище. Душераздирающее зрелище. Кошмар». И это прямое следствие реализуемой последние 30 лет политики пространственного развития. Крупные города в России так и не стали центрами развития сопредельных территорий. Концентрация ресурсов в их пределах породила скорее эффект «демографического пылесоса».
Как заметил в связи с этим один остроумный интеллектуал, «у молодёжи есть позитивный план на будущее, но, к сожалению, это план побега». Бесчисленные Кинешмы, Тутаевы, Вичуги и Заволжски постепенно хиреют и угасают (признаем честно – зачастую вопреки усилиям мэров и губернаторов, которые не могут повлиять на политику федерального центра). Не сомневаюсь, что некоторым украинцам понравятся виды пустеющих малых городов и деревень. Однако стоит ли тратить ради этого вполне себе ограниченные государственные ресурсы?
Прежде чем показать украинцам настоящую Россию, нам сначала необходимо выправить свою социально-экономическую модель развития. Наши повседневные реалии в целом мало отличаются от украинских (разве что климат на «незалежной» заметно мягче). И пока что «мягкая сила» как инструмент воздействия на украинское общество доступна нам в малом объеме. Спору нет – у нас есть общее великое прошлое. Но именно сейчас мы не можем предложить жителям «неньки» лучшее будущее (за исключением отказа от языкового маразма и попыток предать забвению все советское).
А каким образом можно реально воздействовать на Украину в рамках логики «мягкой силы» здесь и сейчас мы поразмышляем в следующей публикации.