«Многодетный» ФОМ
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – об аномально высокой доле выходцев из многодетных семей среди участников последнего опроса ФОМ.
В ходе последнего опроса ФОМ 39% респондентов заявили, что росли в многодетных семьях. И это само по себе ставит вопрос о репрезентативности выборки, используемой поллстером.
Уже в конце 1960-х гг. в СССР показатель рождаемости на одну семью был равен 2,4. К 1979 г. доля многодетных семей в Советском Союзе сократилась до 9% (при этом более чем 50% семей являлись однодетными). В дальнейшем, вплоть до распада СССР, доля многодетных семей колебалась в пределах 9 – 10%.
В 1999 г. доля многодетных семей в постсоветской России составляла 5,3%, в 2002 г. - 6,6%, в 2015 г. – 9,1%.
В 2020 г. уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова заявила, что примерно 20% детей в России воспитываются в многодетных семьях.
Эти цифры слабо «бьются» с данными опроса ФОМ. Вероятнее всего, имеет место нарушение структуры выборки, причем – отнюдь не по вине социологов. Вероятнее всего, искажение возникает на этапе обзвона потенциальных участников. В опросе, возможно, охотнее всего принимают участие лоялисты – сторонники традиционных ценностей, представители старших возрастных групп, пенсионеры и т.д.
Это замечание ни в коем случае не нужно рассматривать как камень в огород сотрудников ФОМ. Более того, автор этих строк сам не представляет, как в текущих условиях решить проблему «бросающих трубку респондентов». Однако наличие возможного нарушения репрезентативности выборки обязательно нужно учитывать при интерпретации полученных данных.