Антикампания античиновника: вологодские уроки
На проходящем в эти дни в Калужской области Форуме специалистов политических профессий своим выступлением с первым докладом его работу открыл политтехнолог, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский.
Также среди выступивших - директор агентства Gosapp Digital Захар Рубцов, который раскрыл тему «Репутационные инструменты в избирательных кампаниях».
Тему своего доклада «Антикампания античиновника» Алексей Громский раскрыл, проанализировав идеологические особенности и уроки кампании по выборам губернатора Вологодской области.
Губернаторская кампания Георгия Филимонова интересна целым рядом парадоксальных, на первый взгляд, решений. Было много дискуссий вокруг них прямо в ходе кампании, в том числе и публичных, в том числе и с коллегами, присутствующими на Форуме специалистов политических профессий.
Что действительно важно – это факт успешной конвертации этих решений в победу. Этот кейс, на мой взгляд, является полезным как для нашего политтехнологического сообщества, так и для заказчиков и их политических менеджеров.
Приступив к обязанностям главы региона, Георгий Филимонов практически сразу же провозгласил себя «античиновником». С учетом популярных сейчас конфигураций предвыборных кампаний, его участие в выборах ЕДГ-2024 можно назвать «антикампанией».
Это проявилось в следующем:
- Публичное озвучивание идеологии, с которой кандидат идет к людям и сверка с ними дальнейших действий;
- Яркий личный бренд в духе «нетфликс-политики»;
- Формирование избирательного бюллетеня с участием кандидатов от всех представленных на территории партий, в том числе оппозиции;
- Цунами новой публичности (правительство области online, публичные отчеты мэров, телеграммер №1);
- Ориентация значительной части кампании на молодого избирателя.
Кандидаты в губернаторы, помимо Филимонова, ограничивались провозглашением одного или нескольких «мегапроектов от Путина». Практически каждому из них в ходе традиционных встреч с врио были даны такие проекты. Вологодской области было поручено развивать новые «Точки роста» экономики, прежде всего туристический потенциал – Национальный парк «Русский Север».
Однако Филимонов этим не ограничился, провозгласив приверженность идеологии «Динамического консерватизма»:
• Традиционная для Руси форма демократии, наподобие вечевой. Широкое, публичное обсуждение стратегии в сочетании с ситуацией, когда представители законодательной власти не представляют собой обособленного «класса».
• Развитие программ для тех, кто хочет «пустить корни» в регионе, поддержка семей, в том числе семей молодых специалистов.
• То, что мы называем «большим правительством» региона, в более традиционном значении «дружиной» - Командой Филимонова.
В контексте кампании, а также кадровых решений, неизбежных при смене руководителя региона, идеологизация позволяет обострить риторику в допустимых пределах. А еще - выделить кандидата из ряда оппонентов, сформировать более жесткую и более широкую группу поддержки вокруг кандидата, чем обычно. Это позволяет избирателям обоснованно игнорировать недостатки кандидата.
Картина со Сталиным, прокаченные скиллы и переход на английский
Кандидату было необходимо резко повысить свою узнаваемость. Ряд эпатажных заявлений и действий с хорошо поставленной драматургией создали ситуацию, когда даже критики стали работать на решение этой задачи кандидата. Достаточно вспомнить «картину со Сталиным» и памятник (оппозиционные Филимонову силы опирались на политиков левого спектра, но инициатива была перехвачена). Главное, это отвечает самоощущению кандидата, позволяет подчеркнуть его особенности и сильные стороны.
В этом же ряду маркеров близости к целевой аудитории – рэп: открытость для молодежи и призыв к тому же. Плюс - переход на английский на заседании правительства региона – озабоченность проблемой и демонстрация скилла и так далее.
Мы увидели и новую искренность при формировании избирательного бюллетеня: честная конкуренция, проход через фильтр всех «кто хотел», и кто представлен в региональном Заксобрании. Порой команда технологически сопровождала выборы, а не кандидата.
Цунами публичности
Георгий Филимонов инициировал в Вологодской области широкое обсуждение стратегии развития региона. 27% жителей региона так или иначе приняли участие в этом процессе.
Интерес к деятельности губернатора подтверждают и лидерские позиции Телеграм-канала «ФилимоновLive». Георгий Филимонов продолжает оставаться самым упоминаемым губернатором Северо-Запада. Важной особенностью канала является «публичная переписка» с чиновниками по самым разным вопросам - от качества реконструкции тротуаров в центре Вологды, до критики в адрес шоу «Подземелье Чикен карри». Подписчики следят за тем, как глава региона проводит ежедневный личный контроль ситуации с реконструкцией водопровода и теплосетей в Вологде и Череповце. Его инициативы широко обсуждаются.
Не меньший интерес вызывают публичные совещания правительства (традиционная форма с новым содержанием), которые проводятся еженедельно, с контролем поручений, данных на предыдущем заседании. Кстати, традиционные СМИ региона к этому оказались не готовы.
Возвращаясь к теме слагаемых успеха прошедшей избирательной кампании, можно отметить, что работа с молодежной аудиторией сработала. Среди молодежи были сторонники, агитаторы, наблюдатели, члены команды Филимонова. Они смогли привести родителей на участки, или объяснили им, как (и за кого) голосовать онлайн.
Результат – победа на губернаторских выборах. Также отличным результатом можно считать победу «команды Филимонова» на выборах депутатов Вологодской городской Думы («Единая Россия» взяла 27 мандатов, а максимально прогнозировалось получить 26). При этом после выборов прошла широкая кампания по обсуждению и защите результата с разбором всех нюансов.
Резюмируя, можно отметить, что в «антикампании» Георгия Филимонова мы видим соответствие и где-то даже предвосхищение мировых трендов политической технологии. Один из таких трендов гласит: «После победы история продолжается». Как и работа политтехнологической команды, ее сопровождающей.