Политолог, эксперт Центра ПРИСП
20.02.2019

Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Василий Дамов рассуждает о степени свободы в современной России и высказывает мнение о том, что законодательные инициативы по типу законопроекта Клишаса тянут страну назад, в эпоху СССР, выстраивая новый железный или информационный занавес.

В Госдуме обсуждают и получили поддержку законопроекты Клишаса, раньше мы слышали о таком аспекте, как наказание за оскорбление и неуважение органов власти, государственной символики. А теперь мы слышим тему уже про суверенный интернет. Оказывается в России рассматривается некая идея, чтобы сделать нашу страну в плане Интернета наподобие Китая . Глубоко еще мало кто понимает эту ситуацию, а твоя первая реакция на эту новость какая?

Это абсолютно в духе инициатив последних 10 лет. Я уже говорил, что мы стремительно летим обратно в Советский Союз. Часть народа сомневается, смеется, говорит, что это невозможно, как бы невозможно вернуться в «совок», но это правда.

Вчера прошла новость одновременно про принятие законопроекта Клишаса и вчера же прошла новость о том, что кто-то из академиков РАН заявил о том, что вот нужно бы принять законопроект о том, чтобы молодых ученых в течение 15 лет после окончания вуза не выпускать из страны, чтобы они вуз закончили и работали бы только в России, а потом, мол, могут уже и выезжать. Это – типичный Советский Союз. Не выпускать, ограничивать доступ везде, ограничивать связь.

Увы, мы стремительно катимся вниз в этом направлении. То есть делается абсолютный занавес – информационный, железный, какой угодно. Но и альтернативные мнения я на днях читал на Фейсбуке о том, что законопроект Клишаса – это та же история с Телеграмом, они просто потратят 20 миллиардов рублей, но ничего не сделают.

Если вчитываться в то, что предлагает Клишас, такое ощущение, что он не один все это придумывает, а ему помогает кто-то из правоохранительных органов, которым очень хотелось бы видеть все, чем занимаются, о чем переписываются и говорят люди в интернете. В то числе и по секретным, и по зашифрованным каналам. Ведь согласитесь, что спецслужбам очень неприятно, когда люди общаются, при этом обмениваются информацией через какие-то западные каналы, а наши спецслужбы не имеют к этому доступа. Такое ощущение, что сейчас они пытаются получить этот доступ. Мы помним, какие проблемы были у телеграма, который бодался с нашими спецслужбами.

Но в итоге у спецслужб ничего не получилось.

Не получилось, кроме того, что многие люди вышли из Телеграма, видя, что он со сбоями стал работать. Но наш интернет не станет работать со сбоями, экономике это все иначе обойдется дороже. Не зря люди говорят, обращаясь к власти – мол, все что вы сейчас делаете, это потом в копеечку выльется.

Разумеется, это станет и дороже, и будет хуже работать. Соглашусь, первопричина (появления законопроекта Клишаса – прим.ред.) в том, что наша федеральная власть и наши силовые структуры не готовы работать в свободной стране. Не готовы работать в стране, где реализуются права и свободы граждан. Мне кажется, идеальная картина с точки зрения среднестатистического силовика – когда человек утром и вечером приходит к нему отмечаться, что он делал, когда и дома вышел и вернулся. В таком случае силовику не нужно заниматься расследованиями, он просто человека в определенные рамки поставил, и тот за них выйти не может.

Я не знаю, как будет работать идея законопроекта, возможно, они добьются этого.

Повторюсь, многие из нас жили в Советском Союзе, я прекрасно помню это время, когда, чтобы выехать в социалистическую страну, например, в Польшу, нужно было пройти такой ряд разрешительных процедур, что некоторые отказывались от такой поездки.

Обратите внимание, что анонимности с каждым годом становится все меньше и меньше. Частная личная жизнь и понятие «тайна личной жизни» просто уходят в небытие. Операторов сотовой связи заставляют создавать какие-то серверы, базы данных, где хранятся все СМС, записи всех разговоров. Спецслужбы спокойно запрашивают все социальные сети о переписке пользователя, которые, возможно, ты удалил, но она у них хранится, и они обязаны будут ее предоставить. Все это может привести к тому, что люди начнут избавляться от гаджетов, уходить практически в каменный век, общаться без электричества.

Помню историю в Советском Союзе, когда все вылилось в кухонные разговоры. Мне кажется, невозможно запретить разговоры людей на кухне друг с другом. Если только прослушивающие устройства на каждую кухню поставить. Да, если запретят мессенджеры, средства распространения информации, соцсети, то люди будут общаться друг с другом, и никто с этим ничего не сможет сделать. Просто если сейчас вам, (спецслужбам), эта деятельность людей видна в какой-то степени, то в ином случае вы получите то же самое общение, но которое вам не видно совсем. Люди, кто это затеял, просто не понимают, что рубят сук, на котором сами сидят.

Если понятие суверенного интернета новое, и его еще стоит изучать, то прежняя инициатива Клишаса уже изучена со всех сторон – о том, что надо наказывать за оскорбление, неуважение власти. Как вообще можно воспринимать ситуацию, когда красноярский сенатор от нашего губернатора делает то, что его публично никто не просил делать? Он ведь не самостоятельная фигура. Как это возможно? Если тебя народ избрал в качестве депутата, почему ты делаешь то, что не провозглашал, не декларировал перед выборами? Если тебя губернатор направляет в Совет Федерации, и тебя не просил это делать, зачем ты это делаешь? Или губернатор его в кабинете об этом попросил?

Думаю, что Александр Викторович его это делать не просил. Мне кажется, Клишас в этом смысле играет в абсолютно самостоятельные игры в Москве. О некоторых его законодательных инициативах наш губернатор также узнает из СМИ. Я практически уверен, что так оно и есть.

Мне, как жителю и патриоту Красноярского края неприятно, что именно наш сенатор выступает с настолько, мягко говоря, неоднозначными инициативами. Повторюсь, я уверен, что все эти инициативы идут не от края, не от губернатора, а это лично Клишас решил повысить как-то свою ценность в федеральной повестке.

Что с этой ситуацией делать? Вам, мне, большинству пользователям соцсетей это не нравится.

Не знаю, у меня нет готового ответа. Пока мы можем заниматься хотя бы в какой-то степени публичной политикой, вести дискуссии в соцсетях, на разных дискуссионных площадках. Это нужно делать. Есть люди, которые считают, что нужно выходить на улицы. Я не сторонник публично-уличных протестов, мне никогда не нравились публичные мероприятия. Но люди считают, что, например, можно делать и так. Видимо, можно какие-то обращения писать, как жителям края, к нашему губернатору о том, что, мол, Александр Викторович, обратите внимание, наш сенатор занимается вот такими-то вещами, и т.д.. Можно делать то, что пока можно.

Что будет через год, я бы не прогнозировал вообще. Может быть, мы будем общаться в интернете только с жителями Воронежа.

Подробно интервью в видео на: https://krasnews.com/news/12871/

 sssr nazad

 
Партнеры
politgen-min-6 Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
banner-cik-min Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
banner-rfsv-min Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
expert-min-2 Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
partners 6
eac_NW-min Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
insomar-min-3 Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
indexlc-logo-min Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?
rapc-banner Законопроекты Клишаса – назад, в СССР?