«Депутатопад» в Череповце: причины и перспективы
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о причинах и возможных последствиях «парламентского кризиса» в Череповце.
Череповецкая городская дума находится на грани роспуска. По закону она сохраняет свою правомочность при наличии не менее двух третей от установленного числа депутатов – 18 человек. Однако сейчас количество народных избранников сократилось до 17. Стены городского парламента покинули «матриарх» местной политики Анна Леонова, экс-глава Череповца Маргарита Гусева, депутаты от «Северстали» Игорь Лагунов и Михаил Колбиченков. Также по собственному желанию ушли депутаты Ольга Воронова, Андрей Горчаков, Андрей Погодин и зампредседателя Гордумы Сергей Макаров. Для восстановления положенной численности депутатов необходимо провести довыборы в освободившихся округах в течение 90 дней. Довыборы в думу, как предполагается, пройдут 7–9 февраля в установленные сроки.
Понять смысл происходящего, как и оценить перспективы развития ситуации, невозможно в отрыве от контекста, а именно – противостояния корпорации «Северсталь» и вологодского губернатора Георгия Филимонова.
Хроника войны
Первые «звоночки» о начале прямого конфликта между Георгием Филимоновым и владельцем Северстали были слышны уже в октябре 2024 г. Отказ вологодского губернатора продлить полномочия Олега Кувшинникова в качестве сенатора, громкие отставки глав муниципальных образований и нескольких депутатов областного заксобрания породили целую волну слухов и предположений об этом противостоянии. Однако тогда еще у экспертов оставались сомнения. В конце концов, громкие отставки политиков и управленцев, прямо или косвенно аффилированных с «Северсталью», происходили и ранее. Так, произошла замена глав департаментов природных ресурсов, лесного комплекса, экономразвития, Облохотдепартамента и Комитета по охране объектов культурного наследия. В июне отказался от должности спикера заксобрания области Андрей Луценко (в прошлом главный инженер дивизиона «Северстали» «Российская Сталь»). В марте 2024 свои посты покинули первый замгубернатора Вологодской области Эдуард Зайнак, замгубернатора по внутренней политике Евгений Богомазов и мэр Вологды Сергей Воропанов. В Череповце, который традиционно считается цитаделью корпорации, пост вице-мэра покинул ее бывший сотрудник Дмитрий Лавров.
Но в ноябре конфликт приобрел едва ли не открытый характер. В середине месяца Георгий Филимонов разместил у себя в соцсетях вызов на поединок, адресованный «представителю части индустриального микросоциума с транснациональным «отливом». Губернатор уточнил, что неназванный оппонент распространяет заказные сплетни, «которые можно породить только в состоянии глубоко трансформированного и нездорового воображения», попутно обвинив противника в употреблении запрещенных веществ.
НЕ местечковый спор
Происходящее сложно назвать «конфликтом губернатора и олигарха». По справедливому замечанию Члена правления РАПК, главы аналитического центра «Политген» и эксперта Центра ПРИСП Ярослава Игнатовского, губернатор Филимонов является прежде всего системным человеком, который реализует позицию федерального центра. Таким образом, группа интересов Алексея Мордашова вступила в конфликт не просто с вологодским губернатором. Речь идет, скорее, о попытках «Северстали» добиться права игнорировать ряд ключевых трендов внутриполитического процесса.
Чаще всего в СМИ упоминается, что «Северсталь» якобы максимально дистанцировалась от поддержки спецоперации, включая непубличную помощь войскам, из-за страха столкнуться с санкциями.
Ярослав Игнатовский полагает, что отношение владельца «Северстали» к СВО стало лишь финальным аккордом в процессе накопления недовольства в Кремле, и основной причиной санкций со стороны власти стала в целом излишне самостоятельная позиция Мордашова, его нежелание встраиваться в логику процессов государственного и регионального управления, в том числе – в контексте организации эффективной логистики и взаимодействия с населением на территории присутствия. Именно это, считает эксперт, обеспечило вологодскому губернатору карт-бланш, в том числе на проведение собственной политики. При этом, помимо поддержки Москвы, в «тихой войне» с Мордашовым вологодский губернатор может опереться и на поддержку части общественности Череповца. Так, депутат заксобрания Санкт-Петербурга, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич вполне резонно отмечает, что жители Череповца давно бьют тревогу из-за проблем с экологией. Многие жители уверены, что завод «Северсталь» включает фильтры только днем.
В интервью изданию «Коммерсантъ» Георгий Филимонов в числе причин противостояния обозначил отказ лесопромышленной компании «Свеза» (представляющей собой актив мордашовского холдинга «Севергрупп») от завершения согласованного с правительством региона приоритетного инвестиционного проекта по глубокой переработке древесины.
Однако основным мотивом представителей власти в этом конфликте, вероятнее всего, служит именно стремление ограничить политическую субъектность «Северстали» и повысить степень управляемости группы интересов Мордашова. В данном случае особо показателен один отрывок из упомянутого интервью Филимонова «Коммерсанту». «Центр принятия решений – в правительстве Вологодской области. Не на каких-то предприятиях, а только в правительстве Вологодской области» – заявил губернатор. – «Это есть наша идеологема, наша миссия – показать, что власть в регионе работает для людей. Не на крупный бизнес, а для жителей малых городов и поселений, сельских территорий, отдаленных населенных пунктов, крупных городов, людей, которые живут в многоквартирных домах, таких же, как и я…».
В «тумане войны»
Уже в конце ноября появились признаки того, что «Северсталь» готова если не капитулировать, то хотя бы пойти на компромисс. Корпорация все-таки выделила 700 тыс. рублей на проект для ветеранов СВО. Однако вслед за этим начался «депутатопад» в Череповце. Происходящее может быть как частью «мирного договора» между Мордашовым и Филимоновым, так и проявлением эскалации после краткой попытки замирения.
Если верить публичным заявлениям вологодского губернатора, то его не устроит никакой другой вариант, помимо полной и безоговорочной капитуляции. «Мне кажется, все очевидно: мы сильнее, мы будем идти вперед и будем доводить свое дело до конца», заявил он ранее. Однако война – это путь обмана. Поэтому истинные намерения участников конфликта мы сможем узнать лишь в ближайшие месяцы, сопоставив риторику политиков и плоды их усилий. И судьба Череповецкой городской думы в данном случае играет роль основного «пробного камня».
В случае «замирения» сторон выборы будут носить, скорее, референдумный характер, и мандаты «без шума и пыли» отойдут лояльным Филимонову кандидатам. Если же «Северсталь» намерена побороться за свою вотчину, то борьба за мандаты по степени ожесточения будет похожа на бои под Бахмутом.