Борьба за «рассерженных патриотов»
КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» (СРЗП) в остающийся до выборов в Госдуму-2026 период надеются расширить электорат через патриотическую тематику. Сдвинуть с этого поля «Единую Россию» вряд ли получится, так что упорно соревноваться им придется друг с другом. Помощью СВО и прифронтовым регионам, заботой о семьях военных и раненых занимаются все три партии.
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев выразил сомнение в том, что оппозиция на этом существенно поднимется.
Для начала надо бы исследовать роль патриотизма в электоральном выборе. Боюсь, что она сильно преувеличена. Более того, патриотично голосовать за власть, а не против. Точка зрения Чаадаева, что настоящий патриот бичует недостатки, с XIX века не слишком у нас прижилась, хотя деление патриотизма и патриотов на виды, подвиды, категории может быть вполне уместно. Но борьба за правильный патриотизм (ура-патриотизм) – это борьба не за голоса, а за одобрение со стороны власти. А патриотизм «неправильный» действительно может сработать на результат оппозиции, хотя опять же стоит заметить, что количество «рассерженных патриотов» сильно преувеличено.
Однако раз ура-патриоты обычно идут к ЕР, а «квасные» – вообще за монархию, то только за «рассерженных патриотов» и может быть какая-то борьба. Понятно, что при вполне определенных условиях. Многое будет определять скорость происходящих изменений. Удастся ли удержать ситуацию до 2026 года и реализовать инерционный сценарий. Для администрации президента, конечно, оптимально «сплочение вокруг флага»-2.0. Для чего нужна победа на всех фронтах – от экономического до военного, а «черные лебеди» могут все поменять.
При этом если и рассуждать о будущих выборах, то следует рассматривать множество факторов. Скажем, нельзя сбрасывать со счетов отношение населения к экономическому, социальному и политическому измерениям неравенства. Притом, конечно, что к экономическому неравенству в разумных пределах люди стали относится как к неизбежности, но их раздражает неравенство сословно-кастовое. Снижение уровня жизни и отсутствие надежд на перемены к лучшему в сложившихся условиях пока вроде бы не увеличивают готовность граждан к протестному голосованию, не заставляют их реагировать на проблемы неравенства поддержкой оппозиции. Похоже, возможности для адаптации еще не исчерпаны. И малоимущие, как всегда, – это лучшая опора для пастырского правления. А дискуссии про средний класс у нас давно закончены, с ним было слишком много возни.
Может ли тема неравенства стать спусковым механизмом протестных действий? Типа протестного голосования? Несмотря на вышесказанное, может. Просто это неравенство должны прочувствовать те, кто уже перешагнул через свой страх. Сколько угодно можно обещать массовый социальный протест в тяжелой экономической ситуации, но пока нет спускового механизма, нет и протестных действий. Спусковым же механизмом может стать что угодно, хотя для протеста нужны не только триггеры, но и лидеры, причем, не просто лидеры, а народные. Понимая все это, власть потому и обещает социализацию и политическую карьеру участникам СВО. Однако всех их депутатами на зарплате не сделать.
Недовольство и напряжение, которое копится в обществе, однажды может достичь критического уровня и при первом удобном случае вырваться наружу. В уходящем году в обществе уже начались переосмысление и нарастание пессимизма. Этому общественному недовольству нужны проводники – и такими вряд ли будут условные «хорошие россияне», скорее всего новые герои появятся из ниоткуда, а точнее, вернутся с фронта.
Материал полностью на: https://www.ng.ru/politics/2024-12-09/3_9152_patriotism.html