Россия не остановится
Американский журнал The National Interest заявил, что НАТО может принять «безумное» решение о размещении термоядерных бомб B-61 в Польше или на Украине в ответ на использование Россией ракеты «Орешник».
Действительно ли Запад пойдет на это, в эфире программы «ОТРажение» рассказал директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
- У нас есть несколько сообщений от телезрителей, которые говорят о том, что как-то мы прохлопали конфликт на Ближнем Востоке и не на того поставили в Сирии. Можете ли согласиться с тем, что может как-то пошатнуться влияние России на Ближнем Востоке?
- Пошатнуться-то, конечно, может. И без сомнения оно будет иным, нежели в 2014 году, когда Россию воспринимали как сильнейшего игрока в этом регионе, который мог пойти и переломить ситуацию военным путем. Сейчас ситуация изменилась, и мы говорим о том, что у России могут остаться свои силы, рычаги влияния. Но то, что Россия будет крупнейшим игроком на сирийском плацдарме, всё это уже не так. Поэтому, конечно, ситуация изменится, не с лучшей для нас стороны. И обсуждение идет, насколько сторона будет сильно плохая или не совсем не плохая. Пока возможны два сценария.
Одна из основ - это все, что происходило последние десятилетия: углеводороды, нефть, газ, возможность транспорта персидской нефти и газа из Сирии к Средиземноморскому побережью, строительство газопровода, который будет снабжать Европу. В нынешней ситуации отказа Европы от российского газа становится снова актуальным. Поэтому этот сценарий может лечь на стол переговоров и новых властей Сирии, которые там будут сформированы, и персидских монархий, и Евросоюза. Да, это, конечно, для России негативный сценарий, и выход этих углеводородов на европейский рынок ничего позитивного нам в геополитике не дает. Это, видимо, то, что сейчас будет опять рассматриваться. Посмотрим, насколько в Сирии будет взрывоопасная ситуация. Будут ли рисковать строить подобные мегапроекты или не будут, или смогут сейчас ситуацию уравнять для этого, первый важный момент. Второй важный момент - то, что касается христианства. Сирийская Православная Церковь была важнейшим элементом геополитической игры в данной ситуации. Во многом Россия приходила в период защиты братьев христиан, православных братьев от наступления исламистов, которые их резали, десятками топили в реках. Вот что будет сейчас? Тоже очень важный геополитический момент, и позиционирование России здесь - как защитницы православного мира. Поэтому сказать, что все осталось как есть, нельзя. Нет, не осталось, ситуация стала заметно сложнее. Как она будет дальше разруливаться, сейчас сказать очень тяжело. В Сирии нет окончательной власти. Какая часть Сирии останется единой, какую часть оставит Израиль под своим контролем? Что будет с курдами, с американцами, куда зайдет Турция, и не будет выходить, объясняя, что это их миротворческий контингент, а что будет с условным правительством в Дамаске, куда оно сможет распространиться? Пока это не решено, и говорить о том, как в этом будущем конгломерате, винегрете будет представлена Россия, мы пока не можем. То, на что мы ставили, сейчас не реализовалось.
- Дмитрий Владимирович, возвращаясь к углеводородам. Джо Байден, возможно, ужесточит санкции против нефтяного экспорта из России, пишет агентство Bloomberg. Меры затронут и покупателей, в том числе Китай и Индию, что может спровоцировать рост цен на энергоносители, усилить напряженность мировой экономики. Авторы материала, кстати, отметили, что Байден долго сопротивлялся этому шагу из-за опасений, что это действительно может вызвать стремительный рост цен на энергоносители, особенно в преддверии прошедших в ноябре президентских выборов в США. По вашему мнению, Байден сделает все-таки прощальный подарок для своих бизнесменов, для европейцев в виде очередных санкций против нашей страны?
- Я думаю, что и Байден сделает, и Трамп сделает. Давайте честно говорить, пока Россия не согласится на западное требование урегулирования украинского конфликта, или пока Россия окончательно не победит, и не будет диктовать окончательные свои условия, санкции против нас будут вводить, они будут только ужесточаться. Никаких сказок друг другу рассказывать о том, что санкции прекратились или их начнут снимать, давайте не будем рассказывать. Санкционное давление будет продолжаться при любом хозяине Белого дома. А что касается ограничения торговли российскими углеводородами, давления на Китай и Индию, ну так это на самом деле хороший подарок Трампу. Сейчас цены взвинтят, Трамп после прихода к власти вольет деньги в добычу углеводородов в Соединенных Штатах, разрешит добывать все, что угодно, как угодно, по мелочи цены упадут. Трамп, наоборот, на этом выиграет.
- Тем более, что всю предвыборную гонку один из слоганов у него был «бурить, бурить, бурить». Он как раз говорил о том, что будет развивать национальную экономику и в том числе добычу углеводородов.
- Да, так и будет.
- Давление, очевидно, на нашу страну будет ужесточаться, не только экономическое, но и военное. Это к разговору о том, что многие накануне выборов в США почему-то называли Трампа миротворцем, мол, он будет договариваться и так далее. Очевидно, что будет давить на нашу страну, пытаться это делать. И вот одна из новостей оттуда: НАТО может разместить ядерные бомбы на территории Польши или Украины в ответ на использование Россией баллистической ракеты средней дальности «Орешник», пишут журналисты. Как вы считаете, решатся ли они на такой шаг, и какие еще сильные аргументы могут выставить, что, по их мнению, может усадить Россию за стол приговоров?
- На территории Польши, конечно, ядерное оружие разместят. Тут, в общем, к гадалке не ходить. Мы разместили оружие на территории Белоруссии, они разместят на территории Польши, здесь ничего сверхъестественного нет. На территорию Украины вряд ли его повезут, но эту угрозу будут выкладывать на стол как аргумент для давления.
По поводу оружия на Украину. Украину с Западной Европой соединяют пять железнодорожных переходов, где меняют колесные пары. Это уникальное оборудование, его не так просто заменить. И уничтожение этих переходов - это не просто уничтожение железнодорожных путей, а уничтожение серьезнейшей инфраструктуры. Если по ним ударить и уничтожить, то оружия на Украину будет поступать кратно меньше. Мы этого не делаем вот уже скоро три года, поэтому оружие поставляется и будет поставляться дальше в больших объемах. Да, это проблема. Что касается того, чем будут на нас давить, главный претендент на пост канцлера Германии Фридрих Мерц же пообещал, что он придет к власти и разрешит удары дальними ракетами вглубь территории России. Он придет к власти в феврале, так что нужно к этому готовиться.
- Возможно придет, а возможно не придет. Может быть, местные граждане, подумают внимательно, прежде чем избрать такого канцлера. New York Times пишет: «Трамп может пересмотреть кредит Украине, сняв санкции с активов Центробанка. Это будет сделано для того, чтобы пересмотреть условия займа, выделенного администрацией Джо Байдена Киеву». Ранее, напомню, американский минфин заявил о предоставлении Киеву кредита в размере 20 миллиардов долларов. Пойдет ли на это республиканец? И если пойдет, какие плюсы он для себя в этом увидит?
- Здесь речь же не про Украину и тем более не про Россию. Здесь вопрос разборок внутри Соединенных Штатов. Трамп будет пытаться найти какие-то улики, компромат на администрацию Байдена. И здесь будут серьезнейшие расследования, без сомнения, в том числе и в финансовой сфере. Какие деньги поступали на Украину? Что это были за кредиты? Почему они давались? Все это будет внимательным образом расследоваться. И если это расследование будет эффективно, то да, конечно, здесь Трамп будет принимать серьезнейшие меры. Уже по ограничению или приостановке тех действий, тех решений, которые он внутри Америки сочтет коррупционными для страны. Здесь Россия абсолютно ни при чем, Украина - постольку поскольку. Если Украина даст показания на администрацию Байдена, тот же Зеленский придет, покается и честно расскажет, как они вместе с Байденом деньги пилили, то у Зеленского будет больше вероятности сохраниться в качестве президента, если нет, то и он попадет под расследование. Вот это все будет продолжаться.
Если Украина соглашается на условия Трампа, у нее зеленый свет, больше оружия, больше денег, не соглашается - значит ее тоже будут давить. Этот сценарий так и будет продолжаться. Трамп везде будет пытаться решать вопросы с позиции силы.
- Да, действительно, видна его напористость. Потому что он винил Байдена в предоставлении средств, выделяемых Украине, в соцсети картинку разместил, на которой расписаны пункты экономического курса действующего президента США под названием Байденомика. Как работает Байденомика? Вы платите налоги, я, Байден, отправляю их Украине, они отправляют их обратно моему сыну Хантеру, Хантер отдает их мне, и - помилование Хантера. Вот как-то так. Все-таки получится ли у Трампа довести до конца это расследование? И помилование можно отменить Хантеру или нельзя? Или заведут новое уголовное дело? Против его папы уже, например.
- Против Хантера, скорее всего, уже нет. Папа Джо Байден выписал такое помилование, что, скорее всего, юристы его обойти не смогут. Хотя будут, конечно, пытаться найти какие-то новые лазейки, как выписать новое обвинение, обходя то помилование, которое широчайшее выписал Джо Байден. А против Джо Байдена никаких ограничений нет, демократы сняли табу, по которому бывший президент был неподсуден и по которому его нельзя было обвинять в преступлениях. Теперь они этот маховик запустили, расследования будут. Схема, которую Трамп нарисовал, очень красивая для пиара. С точки зрения юристов, она гораздо сложнее. Ну и, конечно же, деньги, которые получали обратно демократы, шли более сложным путем, нежели чем только через Хантера Байдена. Но все это будут реально выяснять, тут как раз есть и время, и коллектив сотрудников, которые готовы будут вложиться в то, чтобы найти все входы и выходы, они будут этим заниматься.
- О других возможных делах и возможных подсудимых: премьера-министра Израиля Биньямина Нетаньяху снова пытаются как-то усадить за решетку, снова - дела в его отношении, обвинения во взяточничестве, в мошенничестве, злоупотреблении доверием. Как вы считаете, здесь есть какие-то перспективы у обвинителей?
- С точки зрения юридической, наверное, есть. С точки зрения политической, сейчас, конечно, Нетаньяху герой, который разгромил не только Хамас и Хезболлу, но еще и Ливан, а теперь еще и Сирию. Просто на фоне сложных действий Израиля последних 10-15 лет - это какая-то огромная победа. Он может войти в историю наравне с Шестидневной войной как победитель, ему памятники будут ставить. Рейтинг его сильно вырос. Если полгода назад он явно проигрывал представителям оппозиции, сейчас он их уже опережает. Даже досрочные выборы, если вдруг он на них пойдет, скорее всего, он выиграет. Поэтому вся сила политическая сейчас за ним. Что касается юристов, на них сейчас будет оказываться давление улицы, общественного мнения, давление медиа. Выписывать такому герою Израиля обвинение во взяточничестве…, не знаю, пойдут они на это или нет. Юридически к этому все было подготовлено, но опоздали. Если бы все то же самое полгода назад, то был бы за решеткой. Сейчас, скорее всего, нет.
- Премьер-министр Польши Дональд Туск, открывая заседание кабинета министров, заявил, что переговоры о прекращении огня на Украине могут начаться зимой. Понятно, что впереди инаугурация Трампа, который обещал быстро завершить конфликт. Мы уже поговорили о том, что может быть новый канцлер в Германии, который от партии войны сейчас выступает. Какие-то предпосылки для таких переговоров вы видите?
- Нет, это очередной срок, который высказан одним из политиков. Мы каждый месяц слышим разные сроки. Переговоры должны были начаться в конце 2023 года, обещали их и в начале 2024, в начале весны, в середине весны, летом 2024, осенью, в начале зимы, теперь в начале зимы 2025 года. Сроки называют каждый месяц, каждый раз они сдвигаются, говорят об этом разные политики, обсуждать очередное высказывание абсолютно бессмысленно. Это ни о чем.
- Все-таки, возвращаясь к моменту усиления давления на нашу страну, к попыткам усилить это давление: поговорили о том, что та же Германия, если сменится руководство, может разрешить удары дальнобойным оружием по стране. Такая эскалация может быть? Очевидно, что сейчас Россия продвигается на поле боя, в той же Польше это признает министр обороны. Накануне он заявил, что продвижение идет невиданными темпами. Но вряд ли потратившие столько сил и средств наши зарубежные «партнеры» дадут России укрепиться там, где ей хочется. Как-то будут пытаться останавливать.
- Что значит укрепиться? Укрепиться – это значит остановиться на нынешней длине боевого соприкосновения, это не решение задачи, которую ставил президент, это не денацификация, не демилитаризация. «Давайте дальше несколько лет бессмысленно толочь воду в ступе, о чем-то договариваться» - это то, что Запад пытается навязать России. Остановите наступление, встаньте и давайте будем о чем-то там с вами за столом переговоров трындеть бессмысленно - это политика Запада, они ее пытаются навязать. Да, сейчас Запад сошел с позиции, что Россия обязательно должна вернуться на линию 92-го года. Требования о том, чтобы Россия сначала освободила территорию, а потом с ней о чем-то говорить, больше нет. Сейчас задача - просто остановить Россию. Но никто на Западе пока не готов соглашаться на те законные требования, которые высказывает Россия, о которых несколько раз говорили президент Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров. На Западе не готовы учитывать интересы России. И для того, чтобы усадить Россию за стол переговоров, просто остановив продвижение российских войск, они будут применять различные рычаги давления, и экономические, военные. В этом отношении Россия не остановится. Значит, будут удары вглубь территории России. Давайте честно об этом друг другу говорить, к этому нужно готовиться. Удары будут, если мы не остановимся, а мы не остановимся.
- Дмитрий Владимирович, ну и - о наших соседях, о Финляндии. Тут заявляют, что обанкротились почти 3000 компаний. Местные СМИ подсчитали, что с января по ноябрь 2024 года это на 12,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Мне интересно, бизнес сможет все-таки продавить политиков? Или, действительно, курс, который был взят финским правительством, будет продолжен? Немецкие предприниматели тоже начали плакать и говорить: «А мы бы вернулись (к сотрудничеству с Россией), но нам не дают».
- Пока общественное мнение и в Германии, и в Финляндии - за продолжение войны. Россия для них - агрессор, враг, русские - самые гадкие люди на планете, их нужно унижать и потом воспитывать, это уже в сознании немцев и финнов. По последней социологии, да, конечно, снизилось несколько в процентном соотношении количество немцев, выступающих за войну, но их все равно больше 50, то же самое в Финляндии. Поэтому курс будет продолжаться. То, что есть сложности в экономике, они есть везде в еврозоне. И Франция, и Германия, и Польша, находящаяся за еврозоной Великобритания, небольшая Финляндия, в общем и Венгрия даже на самом деле, которая имеет другой взгляд на происходящую ситуацию, у всех с экономикой не все здорово. Да, проблемы везде, и по нашу сторону тоже не все так легко и прекрасно, тоже есть сложности. Мир входит в ситуацию очень сложного экономического цикла. В Китае большие проблемы, куда ни ткни, в Соединенных Штатах, хотя они показывают лучшую ситуацию, чем Европа. Но если говорить про глобальные цифры, макроэкономические показатели, то тоже есть сложности. Ситуация сложная для всех, всем это объясняют, поэтому бизнес будет терпеть, тем более европейский. Он же рассчитывает получить репарации от России после того, как Россия капитулирует, им это объясняют, поэтому сейчас затянули пояса, мол, подождем, потом мы победим Россию, наложим репарации в несколько триллионов, и вот тут-то начнем есть на золоте, пить на серебре.
- Громко хохочем на эти обещания. Посмотрим. Директор службы внешней разведки России Сергей Нарышкин рассказал об еще одном методе давления: «Запад поставил перед собой амбициозную цель разорвать не только экономические, политические, но и глубинные, исторические и гуманитарные связи между нашими странами», имеется в виду постсоветское пространство. Мы, конечно же, этого сделать не дадим, но что можно попытаться сделать в ближайшее время? Где могут быть конфликты какие-то?
- Запад активно заходит в Центральную Азию, при том, что мы проводим жесткую антимигрантскую политику, и количество представителей Центральной Азии в России резко сокращается, сокращается количество денег, которое из России поступает туда. Для многих центральноазиатских стран это была большая, заметная часть бюджета, и многие честно говорят, что если у нас не будет возможности трудовые ресурсы послать в Россию, то зачем нам интеграция? Эти тезисы звучали на очень высоком уровне в Центральной Азии. Теперь вместо России туда пытается зайти Европа. Активно обсуждается, что давайте наоборот, в Европу теперь будут гастарбайтеры из Центральной Азии ездить, давайте, мол, мы будем центральноазиатских студентов обучать в Европе, в Великобритании, в Германии, во Франции. Заходить туда и с точки зрения грантов, и с точки зрения поддержки средств массовой информации, Европа будет продолжать.