Очередной кризис в сердце Европы
Политолог, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов – о политической ситуации в Германии накануне досрочных парламентских выборов.
Вслед за Францией набиравший обороты с сентября политический кризис развернулся в Германии, завершившись провалом голосования о доверии Олафу Шольцу и назначением досрочных выборов на 23 февраля 2025 года.
Этому предшествовали недели напряженных споров о фискальной политике, которые привели к распаду «светофорной» коалиции Социал-демократической партии (СДПГ), Свободной демократической партии (СвДП) и «Зеленых», правивших с осени 2021 года.
Вотум доверия как тактический маневр
Коалиция фактически перестала существовать в ноябре 2024 года после отставки министра финансов Кристиана Линднера (СвДП) и большинства его соратников. Без их поддержки Шольц утратил большинство в Бундестаге, после чего Христианско-демократический союз (ХДС) и другие оппозиционные партии потребовали его отставки.
В этой связи Шольц решил использовать вотум доверия (Vertrauensfrage) — конституционный механизм, позволяющий канцлеру дисциплинировать Бундестаг либо инициировать досрочные выборы в случае, если парламент не выражает ему поддержку.
В отличие от вотума о недоверии (Misstrauensvotum), данный механизм ни к чему не обязывает — канцлер вправе сохранить свое правительство в любом виде вне зависимости от результатов.
Однако в данном случае Шольц использовал механизм не как попытку сохранить свою власть, а как заранее оговоренный с ХДС шаг для назначения даты выборов, что в то же время позволило ему сохранить контроль в течение переходного периода.
Очередной «рекорд» Шольца
Изначально голосование было запланировано на январь 2025 года, но из-за усиливающегося давления его пришлось перенести на 16 декабря.
Формально для получения поддержки Шольцу требовалось 367 голосов, однако он получил лишь 207 от своих со-партийцев, 394 депутата проголосовали против (ХДС/ХСС, АдГ, СвДП и «Левые»), еще 116 депутатов, включая 115 «Зеленых», воздержались.
Спустя 2 дня Шольц запросил у президента Штайнмайера проведение досрочных выборов 23 февраля 2025 года, что стало всего 4-м подобным случаем в послевоенной истории страны.
В результате партии получили всего 69 дней на подготовку к выборам: меньше было только в 1972 году (61 день).
Исторические прецеденты
За всю историю послевоенной Германии до декабря 2024 года вотум доверия использовался всего 5 раз:
- Вилли Брандт (1972) — сознательно проиграл голосование, чтобы инициировать выборы, которые закончились исторической победой СДПГ;
- Гельмут Шмидт (1982) — выиграл голосование, укрепив свое лидерство в напряженный период;
- Гельмут Коль (1982) — проиграл голосование для назначения досрочных выборов после вынесения вотума недоверия Гельмуту Шмидту;
- Герхард Шрёдер (2001) — выиграл голосование, тем самым обеспечив поддержку Бундестага для участия Германии в военной миссии в Афганистане;
- Герхард Шрёдер (2005) — намеренно проиграл голосование для проведения досрочных выборов, которые впоследствии проиграл ХДС и Ангеле Меркель.
Политический расклад накануне выборов
Досрочные выборы 23 февраля 2025 года пройдут на фоне острого экономического кризиса и поляризации избирателей. Согласно опросам, ХДС под руководством Фридриха Мерца лидирует с 32,1% голосов, АдГ получает до 19%, а СДПГ Шольца опустилась на 3-е место с 15,8%.
ХДС — фаворит выборов — обещает снижение налогов и дерегулирование экономики, однако вероятность проведения реформ будет зависеть от партнера по коалиции. Учитывая снижение шансов на прохождение в Бундестаг более мелких партий, наиболее вероятным партнером остается СДПГ, союз с которой станет 5-й «большой коалицией».
«Зеленые», потерявшие заметную часть электората, рискуют оказаться за бортом коалиционных переговоров, тогда как перспективы СвДП на попадание в парламент остаются туманными.
Предстоящие выборы станут своего рода референдумом для Германии: избиратели ждут решения назревших социально-экономических проблем. Итоги голосования определят не только внутреннюю политику страны, но и ее роль в ЕС и на глобальной арене на ближайшие годы.