Катастрофа Embraer-190: расследовать и пресечь спекуляции
Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления, эксперт Центра ПРИСП Виктор Титов – о необходимости объективно расследовать катастрофу азербайджанского самолета Embraer-190 и не допустить политических спекуляций вокруг нее.
Так уж случилось, что последняя неделя 2024 года выдалась трагической для мировой гражданской авиации. 29 декабря, когда всё человечество готовилось встречать новый 2025 год, в южнокорейском аэропорту Муан потерпел крушениеBoeing 737-800 компании Jeju Air, погибли 175 человек. А 25 декабря получил повреждения в воздухе и совершил аварийную посадку в казахстанском Актау самолет «Азербайджанских авиалиний» Embraer-190, следовавший из Баку в Грозный. Погибли 38 человек, 29 человек, к счастью, смогли выжить. Безусловно, авиакатастрофы – это всегда резонансные события с жирным знаком «минус». Увы, человечество, при всей своей технологической «продвинутости», регулярно сталкивается с воздушными трагедиями подобного масштаба. И в этой ситуации я выражаю соболезнования родным и близким погибших и, конечно же, желаю скорейшего выздоровления пострадавшим в этих ужасных авиакатастрофах.
Безусловно, эти две чудовищные трагедии потрясли всех, кто хотя бы в некоторой мере наделен чувством эмпатии и сострадания. И в очередной раз поставили перед нами «вечные» вопросы: безопасности полетов, объективности международных расследований авиакатастроф и, наконец, человеческой и политической этики.
Естественно, я не возьму на себя смелости отвечать хотя бы на десятую долю этих вопросов. Не считаю себя компетентным в сфере авиации в целом и пассажирских авиаперевозок в частности. С горечью отмечу лишь три неприятных нюанса – разумеется, не технологических, но социальных и политических, – которые вновь, в очередной раз, высветила авиакатастрофаEmbraer-190, произошедшая 25 декабря.
Нюанс первый. Когда нам, обычным гражданам, озвучивают причины подобных трагедий, мы очень часто слышим словосочетание «человеческий фактор». То есть, речь не идёт о каком-то драматическом отказе техники, а чаще всего, об ошибках пилотов или диспетчеров. Еще, разумеется, бич нашей эпохи, теракты на борту самолетов… Тоже, как ни крути, «человеческий фактор», если, конечно, тех, кто захватывает и взрывает самолеты можно назвать людьми. Теперь, вот, неофициальной, но превалирующей версией причин катастрофы Embraer-190 является «обстрел самолета с земли»…
Нюанс второй. Поскольку катастрофа Embraer-190 начала разворачиваться именно в воздушном пространстве России, всё произошедшее – серьезный репутационный ущерб для нашей страны. Здесь всё устроено просто: страна, которая не гарантирует безопасности полетов гражданских самолетов, легально находящихся в ее воздушном пространстве, является (и справедливо объявляется!) виноватой. Надеюсь, все помнят историю десятилетней давности с Боингом MH-17. Ключевые и абсолютно обоснованные претензии к Украине тогда состояли в том, что она, не будучи в состоянии контролировать свое воздушное пространство, не закрыла район боевых действий для гражданских воздушных судов.
Нюанс третий. Конечно, всё мировое сообщество ждет объективного расследования, надеется услышать его результаты и выводы. Но некоторые – не ждут, а пытаются «по горячим следам» использовать случившееся для политических спекуляций и обвинений в адрес России. Я вот считаю, что виновные (не страны, разумеется, а конкретные люди) в любом случае должны быть наказаны. Но необходимо понимать, что есть определенные международные правила, регламентирующие подобные расследования. Выводы о том, кто конкретно виновен в случившейся трагедии, могут быть сделаны только лишь в результате, а не до начала расследования. Поэтому несдержанные заявления ряда наших азербайджанских «партнеров» (например, президента Алиева), которые сразу же, окончательно и бесповоротно обвинили во всем Россию и начали требовать «извинений», выглядят как минимум неуместными. А как максимум – провокационными и неэтичными. И в человеческом, и в политическом плане. Естественно, в подобных ситуациях такое поведение не допустимо. Человеческая трагедия не должна становиться плацдармом для политических инсинуаций.