Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления, эксперт ПРИСП
06.01.2025

Новый год и фейерверки: пир во время чумы?

 

Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления, эксперт ПРИСП Виктор Титов – о допустимости новогодних фейерверков в реалиях сегодняшней России.

Всего несколько дней назад все мы отпраздновали наступление Нового года. Но некоторые особо рьяные наши соотечественники, судя по всему, продолжают праздновать. И ладно бы речь шла об обильных застольях в «автономном» режиме – это личное дело каждого. И, соответственно, каждый сам выбирает, как ему веселиться (или наоборот, грустить), сообразуясь с собственным темпераментом, бюджетом и запасом жизненной энергии.

Но есть один вопрос, который в свете тягот нашей сегодняшней жизни приобрел некоторый общественный резонанс: салюты и фейерверки, которые за последние десятилетия стали для многих россиян таким же неотъемлемым атрибутом новогоднего торжества, как, например, «всенощное бдение» перед телевизором или праздничное, за пять минут до полуночи, обращение Президента России.

Как вы знаете, инициатива запретить салюты-фейерверки-петарды в новогоднюю ночь не нова. Она периодически «всплывает», когда в преддверии очередного празднества происходит что-нибудь неприятное. То руку кому-то оторвет, то ногу, то квартира загорится. А перед наступлением 2025-го года не в меру доверчивые российские граждане (в том числе, пожилого возраста) вооружились пиротехникой и устроили целый каскад совсем не праздничных, но вполне себе «огненных» предновогодних «шоу». Естественно, на тот момент, 28-31 декабря, «запрещать» что-либо было уже поздно. К тому же, многие из тех, кто хотел вооружиться пиротехническими изделиями (например, чтобы «осчастливить» несанкционированным салютом очередной торговый центр), позаботились об этом заранее. Но справедливые разговоры о том, что в России сейчас, мягко говоря, «не время» для фейерверков, не настолько праздничная обстановка для бурного и публичного выражения собственных эмоций, – конечно же, вновь усилились.

Кстати, запрет на использование пиротехники уже ввели многие регионы России. Некоторые – еще задолго до Нового года и без всякой «привязки» к нему. Некоторые – в преддверии новогодних праздников. Важно заметить, что среди этих регионов не только де-факто ставшие «прифронтовыми» Ростовская, Курская, Белгородская, Воронежская и Брянская области, но и, например, Тверская, Липецкая и Калужская области, находящиеся на относительном удалении от зоны СВО. В большинстве случаев эти решения – прямо или косвенно – объяснялись соображениями безопасности. И даже Пензенская область, руководство которой посчитало «неэтичным» устраивать фейерверки в то время, когда российские бойцы сражаются на фронте, ввела соответствующий запрет еще в 2023 году. Кстати, запрет на фейерверки был введен и в некоторых муниципалитетах Подмосковья.

В связи с этим у меня вопрос: что мешает распространить подобный, позитивный, на мой взгляд, опыт на всю Россию?

Во-первых, есть соображения безопасности: ни атаки с воздуха, ни террористическую угрозу нельзя сбрасывать со счетов и демонстративно игнорировать. И если эти соображения выглядят убедительными для Тверской и даже для Пензенской области, то в не меньшей степени они актуальны, например, для Москвы и Подмосковья.

Во-вторых, есть, наконец, морально-этические соображения: проявить солидарность со своей армией, семьями погибших, тысячами беженцев из Курской области, которые лишились крова. И почему-то получается так, что одни готовы продемонстрировать эту самую солидарность, а другие – ни на грамм не готовы поумерить свой праздничный пыл… хотя бы, раз в год и, хотя бы, в публичном пространстве.

Вот прошлый Новый год и весь январь 2024-го прошли у нас под аккомпанемент массового осуждения «голой вечеринки». Справедливого, на мой взгляд, осуждения. Но если уж быть справедливым до конца, то эта самая «голая» (а точнее, «полуголая», как скромно выразился кто-то из ее участников) вечеринка была закрытым мероприятием. То есть все это безобразие творилось в арендованном помещении, куда не пускали «простых смертных», а не на площади или на улице. Так что, продолжая по инерции осуждать «полуголых» отечественных «звезд», необходимо быть до конца последовательными в подобных морально-этических вопросах, разве нет?

Но во многих регионах России решили не отказываться от фейерверков. И тут возникает вопрос: почему? Чтобы что?

Чтобы продемонстрировать, что у нас есть территории первого и второго сорта? И пока вторые сидят в ожидании ударов и терактов, первые развлекаются и ни в чем себе при этом не отказывают? Чтобы сохранить «иллюзию нормальности»? Подспудно внушить населению фальшивую мысль, что благодаря родному «губеру» СВО всех нас, жителей «энской» области, почти «не затронула»?

Резюмируя сказанное выше: я не сторонник тотальных запретов и ограничений. Мне абсолютно чужды радикальные идеи вроде отмены всех увеселительных мероприятий в стране до окончания спецоперации. Но иногда имеет смысл поумерить свой праздничный пыл. Если уж не по этическим соображениям (возможно, на многих они не действуют), то хотя бы в целях собственной безопасности.

ogon faer protest min

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
banner-cik-min Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
banner-rfsv-min Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
expert-min-2 Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
partners 6
eac_NW-min Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
insomar-min-3 Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
indexlc-logo-min Новый год и фейерверки: пир во время чумы?
rapc-banner Новый год и фейерверки: пир во время чумы?