Трамп – президент. И это опасно
Доктор политических наук, профессор Государственного университета управления, эксперт Центра ПРИСП Виктор Титов – о возможных геополитических опасностях, которые таит в себе возвращение Дональда Трампа в Белый дом.
Итак, «день Х» наступил, это свершилось. Трамп – снова президент. И, на мой взгляд, для России это опасно. Не в том смысле, что Трамп – какой-то там лютый ненавистник России и смертельная угроза для нашей страны, а в том, что дело с ним будет иметь тяжело и неприятно.
Почему я так считаю? По трём причинам.
Причина первая: Трамп – это выход на новый уровень непредсказуемости. И в российско-американских отношениях – тоже. Мне могут аргументированно возразить, что одно дело – болтовня кандидата в президенты или даже избранного президента, а другое дело – действия президента США, уже вступившего в должность. Конечно, можно вспомнить и об институтах, системе сдержек и противовесов, «глубинном государстве», призванных ненавязчиво контролировать и «приземлять» эксцентричного «сорок пятого и сорок седьмого» (как он сам себя назвал) президента США. Всё это верно. Однако Трамп сегодня – это олицетворение запроса американского общества на перемены. Более того, он сам хочет перемен - и во внутренней политике, и во внешней. Вялая и инерционная стилистика байденовской администрации, которая последние два года своего существования жила в ситуации «эффекта колеи», ушла в прошлое. Согласитесь, ведь мы с вами прекрасно знали, чего можно ожидать от Байдена и его «вашингтонского болота» в отношении России. Очередного, уже не известно, какого по счёту «пакета санкций», который ничего принципиально не меняет, а лишь конкретизирует и слегка усугубляет предыдущий «пакет». Сейчас всё стало не так линейно и очевидно. Поэтому, как ни посмотри, но с приходом Трампа в Белый дом уровень неопределенности в российско-американских отношениях возрастает.
Причина вторая: очень заметно, что Трамп жаждет всемирного признания и обожания. Его привлекает роль безусловного лидера «глобального мира». Ему, очевидно, важен не только лишь неформальный статус «человека № 1» на планете Земля, коим «по умолчанию» и так является любой, даже самый слабый и ничтожный президент США, Он хочет быть тем общепризнанным мировым лидером, которому беспрекословно подчиняется весь «коллективный Запад» и перед которым заискивает почти весь «коллективный не-Запад». Как этого добиться? Как консолидировать вокруг себя столь разношерстный политический конгломерат? Правильно, возглавить «крестовый поход» против «индивидуального анти-Запада». И, разумеется, в тяжелой борьбе победоносно разгромить этот самый «анти-Запад».
Согласитесь, в нынешней глобальной конфигурации сложно найти страну, которая бы подходила на геополитическую роль «анти-Запада» больше, чем Россия. А кто, собственно? Иран – в ценностном плане да, но масштаб не тот, и даже самая яркая «победа над Ираном» не принесет Трампу лавров «вершителя судеб человечества». Есть, конечно, еще Китай. Но Китай – это опасно. Полномасштабная геополитическая «победа над Китаем» – пока это что-то из области гипотез. То есть, может быть, а может и не быть. Поэтому США и Европа предпочитают с Китаем договариваться, а не открыто враждовать. Принципиально иная ситуация с нынешней Россией: озлобленные западные элиты, не скрывая собственной русофобии, активно толкают Трампа к усилению конфронтации с нашей страной. И, вполне возможно, Трамп, стремясь к единоличному глобальному лидерству, выберет именно этот, к сожалению, наиболее очевидный путь.
Причина третья: Трамп – «хромая утка» и «человек из прошлого» одновременно. Да, вы не ослышались. Именно так. Это его последний президентский срок. Следующего не будет. Да и, откровенно говоря, этого срока тоже бы никогда не случилось, если бы его оппоненты демократы были чуть более адекватными и, хотя бы, минимально прислушивались к запросам американского общества.
Так или иначе, в Белый дом на правах хозяина въехал глубоко пожилой человек, завершающий свою политическую карьеру. Главный «враг» и политический оппонент сегодняшнего Дональда Трампа – это время. Других, по существу, у него нет. Все ветви власти внутри США – под контролем, демократы – если и не разгромлены, то деморализованы. О «внутренней оппозиции» в Республиканской партии – речи вообще уже не идёт.
Поэтому сорок седьмой президент Трамп (в отличие от сорок пятого президента Трампа!) может отбросить все условности, всю эту политическую и административную «рутину» наподобие распрей с Байденом, и смело переходить к решению главной задачи всей своей жизни. То есть, к собственной мемориализации и борьбе за свое «место в истории».
И, как мы видим, вопросы геополитического наследия – это именно то немногое, что Трампа волнует сильно и неподдельно. Отсюда и все эти, на первый взгляд, эксцентричные инициативы по «собиранию земель» вокруг США, «наезды» на Канаду и Гренландию. В общем, от сегодняшнего Дональда Трампа в его нынешнем психофизиологическом состоянии вполне можно ждать каких-то нетривиальных геополитических инициатив и «фокусов». К сожалению, набор эти инициатив не исчерпывается одними лишь «мирными планами по Украине» и прочей «миролюбивой» повесткой. Трамп-президент, желающий жирными буквами вписать свое имя в мировую историю, – вполне способен инициировать и обострять конфликты. И это, конечно, должно вызвать серьезную настороженность.
Суммируя всё сказанное выше, можно предполагать, что Трамп, выигравший матч-реванш у «вашингтонского болота» и вернувшийся в Белый дом, – по-прежнему рационален и способен договариваться. Но куда больше, чем в период своего первого президентства, одержим жаждой «войти в историю», не только США, но и всего мира. И поэтому сегодня он – более опасен, чем раньше.