Живой голос Костромы vs «коммуникации технократов»: что заходит лучше?
Генеральный директор студии «Инсталлтехно», географ, режиссер Иван Сидельников – о выступлении костромского губернатора Сергея Ситникова с декламацией отрывков из дневника Александра Островского.
Большинство российских губернаторов вполне обоснованно именуют «технократами», что на современном чиновничьем языке означает профессионального управленца, предпочитающего дистанцироваться от реальной политики. Одним из результатов позиционирования глав регионов в этом ключе стало превращение части представителей губернаторского корпуса в коллективного Дементия Варламовича Брудастого. Из выступлений многих губернаторов ушли не только эмпатия и душевность, но и малейшая оригинальность. В итоге вместо полноценной публичной политики мы зачастую вынуждены наблюдать «сходство товарных знаков» до степени смешения. И потому попытки отдельных глав регионов вырваться из плена технократического однообразия привлекают, конечно, повышенное внимание. А относительная немногочисленность успешных «подходов к снаряду» лишь подогревает этот интерес.
Недавнее выступление Сергея Ситникова с декламацией отрывков из дневника Александра Островского, безусловно, уже отнесено к числу запоминающихся эпизодов возвращения губернаторов в сферу публичной политики. Причем запоминающихся со знаком «плюс». В то время как социальные сети его коллег были заполнены дежурными поздравлениями с Днем космонавтики, костромской губернатор решил напомнить землякам о дне рождения знаменитого русского драматурга.
Александр Николаевич Островский для истории региона является фигурой знаковой. И это обусловлено не только памятью о съёмках с детства любимой сказки «Снегурочка». Костромское село Щелыково имеет столько же прав на звание «малой родины» Островского, сколько и первопрестольная Москва. В течение нескольких десятков лет писатель ежегодно приезжал в свою усадьбу и проводил на берегах Волги летние месяцы. Здесь были написаны 19 из 48 его пьес. Сердце драматурга остановилось в Щелыково, а сам он был похоронен рядом с могилой отца на церковном кладбище в селе Николо-Бережки. Кстати, одним из прототипов вымышленного города Калинов послужила Кинешма, относившаяся в XIX веке к Костромской губернии.
Обратившись к памяти Островского, губернатор Ситников в очередной раз продемонстрировал, насколько ценит историю и культуру Костромского края. Фактически, он сумел естественно и ненавязчиво (и потому – удачно) подчеркнуть, что костромская идентичность является для него основной. Во многом этого удалось достичь за счет выбора нестандартного формата коммуникации: Ситников принял решение использовать подход «как живой с живыми говоря». И все риски с лихвой окупились.
Остается надеяться, что почин костромского губернатора станет первым, но не последним лучом света в «тёмном царстве» технократического «внутрипола».