Стоит ли ожидать роста рейтингов власти
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев продолжает следить за рейтингами доверия к власти и считает, что говорить об обретении политической системой устойчивости - в отсутствие оперативных реформ - пока рано.
Стабильно низкие рейтинги
Согласно данным ВЦИОМ, индекс доверия президенту Владимиру Путину продолжает сохраняться на отметке в 26 пунктов. На середину марта 2018 г. этом показатель достигал 53 пунктов, на конец мая – 44. К началу марта 2018 г. он снизился до 30 пунктов и с тех пор колеблется в коридоре от 24 до 32 пунктов, медленно и непоследовательно снижаясь. Фактически речь идет о стабилизации показателя (отклонения находятся в пределах нормы погрешности). Однако это нельзя назвать однозначно положительным для власти событием. С момента проведения пенсионной реформы прошло уже полгода, однако рейтинг доверия к первому лицу так и не начал возвращаться к прежним показателям.
Уровень удобрения деятельности президента достигает 64%. На протяжении января-марта 2019 г. этот показатель колебался в коридоре от 61% до 64%. Также налицо стабилизация показателя, причем – на достаточно высоком уровне. Однако следует помнить, что уровень одобрения отображает скорее отношение к прошлым заслугам политика. Готовность поддержать его в будущем, решимость доверить ему свою судьбу отражает скорее уровень доверия.
Электоральный рейтинг «Единой России» составляет 35,4%. Фиксируется незначительный рост по отношению к показателям на конец января (на 2,7%), однако речь идет о колебаниях в пределах погрешности.
К началу августа рейтинг «партии власти» упал до 34,9% (против 52,2% в середине марта 2018 г. и 49,3% в начале мая). После этого он колебался на уровне от 32,7% до 36,7%. Устойчивой и значимой тенденции к росту рейтинга ЕР пока не наблюдается.
Таким образом, рейтинги главы государства стабилизировались, но так и не демонстрируют тенденции к восстановлению. В данной ситуации нельзя вести речь об обретении политической системой устойчивости: дальнейшее снижения рейтингов легко может обернуться падением в «красную зону» политического кризиса.
Тревожный пессимизм и «окно возможностей»
В связи с этим возникает вопрос: есть ли у Кремля повод надеяться, что в ближайшее время восприятие власти россиянами существенным образом изменится?
В соответствии с результатами опросов ВЦИОМ, индекс одобрения внутренней политики власти в январе упал с 27 пунктов до 12 (против 52 пунктов в марте 2018 г. и 41 – в мае). Индекс, вычисляемый относительно вопроса «Как Вы считаете, через год Вы (Ваша семья) будете жить лучше или хуже, чем сейчас?», в январе составлял 34 пункта (в марте 2018 г. – 62). Значение индекса «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?» с марта 2018 г. по январь 2019 г. упало с 66 до 48 пунктов. В январе 2019 г. 57% респондентов охарактеризовали инфляцию как высокую, и лишь 8% – как незначительную. С марта 2018 г. по январь 2019 г. индекс инфляции вырос 49 до 67 пунктов. Индекс оптимизма относительно завершения кризиса в экономике в начале 2019 г. приблизился к антирекорду трехлетней давности, достигнув отметки в – 62 пункта (против – 23 в марте 2018 г.).
Становится вполне очевидно, что в отсутствие оперативных реформ в области экономики и политического управления решение задачи политической стабилизации объективно невозможно. При этом речь идет не о заведомо непопулярных мерах (пенсионная реформа показала гибельность этого пути). В роли «жертв» преобразований должны выступить группы элит, чьи интересы все более противоречат задаче сохранения стабильности политической системы в целом. В предшествующие годы Кремль был вынужден мириться с их существованием ради того, чтобы избежать внутренних конфликтов. Однако на фоне разрастающейся внешнеполитической конфронтации с Западом и увеличения недовольства внутри страны все более очевидной становится необходимость преобразований в области экономики и политической сферы. Отсутствие реформ будет означать рост угрозы возникновения системного кризиса в период транзита власти. Ради устранения этого риска Кремль будет вынужден отделить агнцев от козлищ, а зерна – от плевел. Последнее будет также автоматически означать существенные перестановки в истеблишменте и появление «окна возможностей» для представителей правящего класса, прежде лишенных возможности претендовать на ряд позиций внутри политической элиты.