Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля»
20.05.2025

Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики

 

Заместитель директора Центра ПРИСП, член РАПК, автор канала «Телеграбля» Валерий Прохоров – о принятии президентом пакета «арктических поручений».

На днях президент утвердил перечень поручений по итогам рабочей поездки в Мурманск 27 марта 2025 года, привязанной к участию в Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога». И состав этого списка задач сложно оценить иначе, как крупный успех организаторов МАФ, и в первую очередь – мурманского губернатора Андрея Чибиса. В перечень поручений Владимир Путин включил пункты, касающиеся газификации северных регионов и выделения дополнительных средств на развитие медицины. Действие программы «Доступное арендное жилье в Дальневосточном федеральном округе» будет распространено на опорные населенные пункты Арктической зоны. Вплоть до 2030 г. на развитие коммунальной, энергетической и социальной инфраструктуры ЗАТО и военных городков Севера будет ежегодно выделяться 10 млрд рублей. И это лишь малая часть одобренных президентом северных инициатив.

Однако наибольшее значение среди них имеет комплекс мер, связанных с развитием Трансарктического транспортного коридора. В северных регионах будет создана инфраструктура посадочных площадок для грузовых беспилотников. Федеральный центр займется модернизацией объектов топливно-энергетического комплекса. В планы правительства включат созданию орбитальной группировки спутников для мониторинга ледовой обстановки в акватории Северного морского пути. Кабмину поручено создать условия для развития отечественных операторов, обеспечивающих перевозку грузов по ТТК. Мощности терминалов Мурманского транспортного узла, связанных с железнодорожной сетью, рассчитывают нарастить не менее чем в три раза. Одновременно будут разработаны планы комплексного развития Архангельского транспортного узла. В целом одним из приоритетов арктического вектора политики федерального центра должно стать расширение мощностей и создание морских портов Трансарктического транспортного коридора, модернизация и строительство новых верфей, а также увеличение числа вымпелов ледокольного флота и арктических грузовых судов. Более того, принято решение о создании российского дноуглубительного флота для работы в акваториях портов Трансарктического транспортного коридора. Для жителей арктических регионов это будет означать появление в товарном количестве массы высокооплачиваемых рабочих мест и резкий рост качества жизни.

Фактически северные губернаторы получили все, о чем просили в ходе МАФ (и даже больше). Каждый из них, безусловно, заслужил тот поток комплементарных оценок, который обрушится на головы глав арктических регионов в ближайшее время. Но лавры «первого среди равных» в данном случае, объективно, заслуживает мурманский губернатор Андрей Чибис. Именно он последние годы выступал в роли главного «генератора идей» корпуса арктических губернаторов и с упорством Катона Старшего продвигал их на федеральном уровне.

Вопрос остается лишь в том, как эти достижения в будущем будут конвертированы в политический и управленческий капитал.

smp sever

 

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
banner-cik-min Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
banner-rfsv-min Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
expert-min-2 Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
partners 6
eac_NW-min Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
insomar-min-3 Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
indexlc-logo-min Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
rapc-banner Как губернатор Заполярья стал главным «политическим капиталистом» Арктики
НАВЕРХ