В ожидании губернаторопада
Эксперты обсуждают вероятность того, что в ближайшее время президент Владимир Путин откроет новую серию отставок губернаторов. Предполагается, что в отставку могут уйти от трех до шести губернаторов, среди предполагаемых кандидатур - Марина Ковтун (Мурманская обл.), Александр Бердников (Республика Алтай), Юрий Берг (Оренбургская обл.) и Борис Дубровский (Челябинская обл.). Под вопросом также судьба Алексея Орлова (Калмыкия), у которого самый низкий рейтинг из тех, кому предстоит избираться осенью, и Андрея Бочарова (Волгоградская обл.).
В сентябре 2019 года губернаторов изберут как минимум в 18 регионах, в девяти из них главы сменились прошлой осенью. В 2018 году были избраны 26 руководителей, а врио были назначены в 19 субъектах. В четырех регионах (Хакасия, Приморский и Хабаровский край и Владимирская обл.) переизбраться губернаторы не смогли.
Эксперты Центра ПРИСП - политтехнолог Григорий Казанков и политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников рассуждают об ожидающейся серии губернаторских отставок и о тенденциях в стратегии ротации кадров со стороны федеральной власти.
Политтехнолог Григорий Казанков:
Предстоящие отставки покажут, поменялось ли что-то в стратегии власти после осенних выборов 2018 года. Если действующих губернаторов с проблемными рейтингами оставят, то можно будет сказать, что опыт Хабаровска и Владимира не учли.
Дополнительных рисков в связи с количеством выборов нет, но есть риски, связанные с настроением граждан. Поменялся вектор в оценках: в прошлом году к власти отношение в целом было позитивное с небольшим количеством «но», сейчас же тренд негативный с небольшим количеством «хотя».
Люди критичнее оценивают власть и пессимистичнее – свое будущее, растет запрос на перемены. В целом же безрисковых регионов нет.
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников:
Говоря о возможных губернаторских отставках весной 2019 года, следует учитывать несколько тенденций. Первая - это традиционные отставки в тех регионах, где и так 8 сентября этого года запланированы выборы, где есть претензии к нынешней власти, или действующий глава региона слишком уж долго находится в своем кресле, и где, соответственно, должна произойти плановая ротация и выдвижение нового лица от властной вертикали.
Это стандартный процесс, в нем нет ничего революционного, мы его наблюдаем каждый год. Таких регионов было 14. В шести ротации уже произошли, осталось восемь.
Вторая тенденция - это досрочная отставка или из-за перевода действующего губернатора на новое направление, где спешно нужно затыкать возникшую кадровую дыру (как в случае с уходом из Сахалина Олега Кожемяко), или из-за региональных социально-политических проблем, когда вертикали власти в регионе требуется новое лицо (как в случае с уходом из Забайкальского края Натальи Ждановой). Таких регионов пока два, однако может быть и больше.
Но есть и третья тенденция, и она набирает все больший вес, и скоро будет доминирующей в отечественном политическом ландшафте.
Речь идет о транзите власти и подготовки федеральных центров силы к расстановке перед решающей схваткой. Ставки будут очень высоки, и регионы в них могут стать удачной разменной картой или козырем, брошенным на стол в ответственный момент.
В этой связи крайне важно теперь какая группа влияния, какие федеральные игроки стоят за тем или иным нынешним региональным лидером, кто хотел бы поставить в тот или иной регион своего человека, как будут сочетаться и конкурировать различные интересы, силы и стратегии. И уже не так важно, что думают на местах. Какие результаты в экономике, какие процессы в социальной сфере, какая напряженность на политическом фронте. Все это будет исправляться уже после часа «Ч».
К числу потенциальных «отставников» относят немало губернаторов. Называют много фамилий и много регионов. Губернаторы Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Белгородской, Оренбургской, Мурманской, Архангельской, Челябинской областей, в негласном списке - президент Карачаево-Черкесской республики, губернатор Севастополя, главы Алтая, Калмыкии и Ставрополья…
В принципе, список можно было бы и продолжить. Но не все, о ком говорилось про неизбежную смену, в нынешнем сезоне покинут свои посты.
Плановые выборы должны состояться в Вологодской и Мурманской областях.
Но Олег Кувшинников как не собирался никуда уходить, так не собирается и сейчас. Форс-мажор возможен только в случае серьезнейшего обострения где-то на самом верху.
А Мария Ковтун уже столько раз отправлялась в отставку различными прогностиками и медийными экспертами, что никакой уверенности в ее уходе нет и сейчас. С большой болей вероятности, мурманчане снова могут увидеть ее фамилию в бюллетене в сентябре. Нет консенсусной фигуры из федеральных центров на ее замену, а кто-то один продавить свои интересы пока не в состоянии. Так что сохранение статус-кво может стать компромиссным решением.
Что касается Игоря Орлова (губернатор Архангельской области. – прим. ред.), то его уход или не уход – такая часть большой игры с участниками федерального расклада.
Затягивающиеся решения кадровых вопросов в федеральном центре, а волну массовых перестановок во власти ждали уже несколько раз, и в мае, и в октябре, и в феврале, делают все менее предсказуемыми перемещения и на местах. Регионы становятся заложниками игры в высших сферах.
Так что обосновано предсказать, кто же в итоге весной покинет свои кресла из числа региональных глав, сейчас очень сложно.
По материалам https://www.vedomosti.ru и http://irex.group