Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП
07.12.2025

Не запрещать, а управлять и интегрировать

 

Руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – о заявлении Минтранса по поводу использования средств индивидуальной мобильности.

Ну хоть что-то в России не запрещают, а разрешают! А тут ведь еще и федеральный Минтранс подает сигнал губернаторам: ребята, вы передавили, слишком закрутили гайки. Еще и в такой важной для молодого поколения и креативного класса теме, как электросамокаты.

Ранее введенные запреты и ограничения в регионах объясняли реакцией на реальный хаос и отсутствие понятных правил. Да, была обеспокоенность жителей и властей безопасностью пешеходов, особенно после резонансных ДТП. Когда не было четкой федеральной регуляции, а культура использования электросамокатов отсутствовала, власти, пытаясь защитить граждан, прибегали к самым простым решениям – запретам. Простым, но недальновидным.

Вместо того чтобы управлять этим новым видом транспорта и интегрировать его в городскую среду, его просто игнорировали или вытесняли. Так поступает маленький ребенок: закрывает ладошками глаза и думает, что его не видят.

Теперь, когда на федеральном уровне появились четкие ПДД для СИМ, региональные запреты выглядят как излишние административные барьеры. Они тормозят развитие современного, экологичного и удобного способа передвижения, который особенно актуален для «последней мили» и разгрузки трафика. Минтранс абсолютно прав: надо не запрещать, а управлять и интегрировать.

Не соглашусь, что нет возможностей для развития инфраструктуры, даже при ограниченных региональных бюджетах. Возможности есть – и они огромны. И здесь ключевую роль играет сотрудничество с бизнесом. Регионы могут сосредоточиться не на дорогостоящем строительстве, а на «умных» и менее затратных решениях.

Опыт стран, где СИМ наиболее развиты (Норвегия, Швеция, Германия) подсказывает, что делать. Например, определение зон, где можно и нельзя ездить или парковаться (например, пешеходные улицы, парки, особо оживленные тротуары). Это почти не требует капитальных вложений, но упорядочивает движение. Можно создать «виртуальную» инфраструктуру – карты безопасных маршрутов.

Ключевой партнер – сами кикшеринговые компании. Операторы СИМ уже сейчас готовы и активно инвестируют в создание и обслуживание своих парковочных зон (виртуальных и физических). Они используют геофенсинг для автоматического ограничения скорости в проблемных зонах (что уже тестировалось в той же Перми) и могут делиться данными об использовании, помогая городу понять реальные транспортные потоки и потребности.

В местах высокого спроса (у станций метро, торговых центров, туристических объектов в Сочи, Крыму, например) возможно софинансирование обустройства небольших, но удобных парковок или даже расширения тротуаров за счет операторов или заинтересованных торговых предприятий.

Так что региональные чиновники, которые тупят и запрещают – вчерашний век. Вместо того, чтобы считать электросамокаты проблемой, регионы должны увидеть в них возможность для развития эко-транспорта и повышения качества городской среды через партнерство с бизнесом.

vopros problema min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Не запрещать, а управлять и интегрировать
banner-cik-min Не запрещать, а управлять и интегрировать
banner-rfsv-min Не запрещать, а управлять и интегрировать
expert-min-2 Не запрещать, а управлять и интегрировать
partners 6
eac_NW-min Не запрещать, а управлять и интегрировать
insomar-min-3 Не запрещать, а управлять и интегрировать
indexlc-logo-min Не запрещать, а управлять и интегрировать
rapc-banner Не запрещать, а управлять и интегрировать