Методики ЭКГ-рейтинга для реализации арктических проектов
Член комиссии Госсовета по направлению «Экологическое благополучие», эксперт Центра ПРИСП Валерия Гулимова – об актуальных темах развития АЗРФ, которые поднимались на форуме «Арктика. Настоящее и будущее».
Уже не первый год принимаю участие в форуме «Арктика. Настоящее и будущее». Сейчас он носит имя легендарного полярника Артура Николаевича Чилингарова. В этом году на юбилейном XV форуме участвовала в двух сессиях. Первая была посвящена корпоративной социальной ответственности и новым российским стандартам и рейтингам. В частности, ЭКГ-рейтингу (экология, кадры, государство).
Мое выступление открывало сессию. Рада, что коллеги не только поддержали, но и развили мои предложения по активному использованию инструментов и методик ЭКГ-рейтинга для реализации национальных приоритетов в Арктике. Для примера можно взять практики региональных эндаументов. Компании улучшат свой рейтинг, а территория получит не разовую акцию, а стабильную предсказуемую деятельность, то самое устойчивое развитие. Предложила рассмотреть возможность повышающего коэффициента при учёте пожертвований в целевые капиталы фондов развития территорий со сложной социальной ситуацией, и прежде всего - арктических.
За последние 49 лет Арктика нагревалась в три раза быстрее, чем мир в целом, что привело к быстрым и широкомасштабным изменениям морского льда, льдов суши (ледников и ледяных щитов), вечной мерзлоты, снежного покрова и других физических особенностей и характеристик арктической среды. Эти изменения трансформируют Арктику с долгосрочными последствиями.
С 1971 по 2019 год среднегодовая приповерхностная температура воздуха в Арктике повысилась на 3,1 °C, что в три раза быстрее, чем в среднем по миру. Общее годовое количество осадков в Арктике (дождь и снег вместе взятые) увеличилось более чем на 9 % с 1971 по 2019 год, на основе данных полученных в результате наблюдений и моделирования. За этот период количество дождевых осадков увеличилось на 24 %, при этом общей тенденции по выпадению снега в Арктике не наблюдалась.
С 1970-х годов арктическая вечная мерзлота потеплела на 2-3 °C. На многих более холодных участках вечной мерзлоты темпы потепления за последние 20 лет были выше, чем когда- либо с 1979 года. Ландшафтные наблюдения указывают на таяние вечной мерзлоты по всей Арктике. Площадь снежного покрова в Арктике в период с мая по июнь сократилась на 21% за период с 1971 по 2019 год, при этом в Евразии она сократилась значительнее (на 25%).
Все это ведет, конечно, к чудовищным последствиям и нагрузке на инфраструктуру. Все объекты построены на вечной мерзлоте. (Которую, кстати, больше не называют «вечной мерзлотой», теперь это «многолетнемерзлые грунты»). Устойчивость зданий и инфраструктуры, построенных на территориях распространения вечной мерзлоты в Арктической России снизилась по сравнению с 1970-ми годами. К примеру, в Певеке, самом северном городе России, до 50% зданий были повреждены в результате таяния вечной мерзлоты, пострадала почти вся инфраструктура в большинстве населенных пунктов на полуострове Таймыр.
Оседание почвы по мере оттаивания вечной мерзлоты также создает риски для транспортной инфраструктуры. Темпы эрозии прибрежных районов в Арктике являются одними из самых высоких в мире, что оказывает воздействие на общины, имущество, инфраструктуру и жизнедеятельность.
В целом, практика формирования фондов целевого капитала доказала эффективность и заслуживает развития и поддержки. Предложила коллегам внести ее, например, в Смартеку АСИ для продвижения в другие регионы.















