Доходы чиновников уходят в закрытый цифровой контур
Ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский – о законопроекте, который меняет систему контроля за доходами чиновников.
Комитет по безопасности и противодействию коррупции Госдумы РФ одобрил на днях законопроект, который меняет архитектуру контроля за чиновниками: вместо ежегодных деклараций – разовый входной фильтр и постоянный цифровой надзор системы «Посейдон» за расходами. «Посейдон» – это государственная информационная система, которая в реальном времени отслеживает крупные покупки и сделки чиновников, сопоставляя их с официальными доходами. Это формально отвечает запросу смотреть на траты, а не на официальные доходы, и переносит акцент на конкретные сделки, а не на ритуальные отчёты. В предвыборный год такой поворот удобно подать как технологичное ужесточение антикоррупционной повестки.
Но у схемы заметны и минусы. Формально декларации закрыли ещё в 2023 году, однако обязанность их подавать оставалась. Это был хотя бы символический жест в сторону прозрачности. Теперь и обязанность исчезает окончательно, уходя в закрытый цифровой контур, где решения принимают структуры без возможности внешнего обзора.
Декларации – это не только инструмент проверки, но и символическое взаимодействие: люди видят, кто сколько официально зарабатывает, какой у него дом, какая машина, и это создаёт социальный фон, в котором очевидные несоответствия становятся видны каждому. Когда все уходит в цифру, эта прозрачность исчезает. А сама цифра не гарантирует честности: в Албании первый в мире ИИ‑министр по госзакупкам «научился» считать откат в 10–15% от каждого контракта нормальной практикой, потому что статистически именно так и происходило в реальности. Алгоритм не коррумпирован, он просто отражает закономерности среды, в которую его погрузили. Остается открытый вопрос, кто будет обучать наш «Посейдон»?
В общем, политически линия дискуссии понятна. Левые традиционно с настороженностью относятся к цифровым системам контроля, видя в них риск усиления давления и неравенства. Праволиберальные политики, наоборот, поддерживают обезличенные инструменты, которые потенциально сокращают ручное вмешательство и зависят не от личных отношений, а от формальных правил. Так что баталии вокруг проекта ещё ожидают нас в предвыборный год. И речь пойдет не только про технику, но и про то, кому будет передан контроль над контролем.















