Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП
09.04.2019

Володин перешел в контратаку

 

Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов рассуждает о том, какие политически риски повлечет за собой предложение спикера Вячеслава Володина об участии Госдумы в формировании Правительства.

В субботу 6 апреля на официальном сайте Государственной Думы было опубликовано сенсационное интервью Вячеслава Володина, в котором он предложил существенно усилить роль Госдумы при формировании Правительства. По мнению спикера в Конституцию России целесообразно внести изменения, которые позволят депутатам участвовать в обсуждении и выдвижении кандидатур на министерские должности.

Эта инициатива является логичным продолжением конфликта внутри правящей политической элиты, обусловленного отсутствием в настоящее время межпартийной конкуренции. Парламентские партии оппозицией, как таковой, не являются, а непарламентские давно дискредитировали себя в глазах большинства россиян. Однако, как известно, «свято место пусто не бывает», поэтому обострилась борьба между различными политическими течениями внутри правящей политической элиты.

Тем более, что относительно вялотекущий конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти длится уже не первый год. С приходом Сергея Кириенко на должность первого заместителя руководителя администрации президента, которую до октября 2016 года занимал действующий спикер Госдумы, людей Володина в администрации президента стали отстранять от работы на внутриполитическом направлении. Такая кадровая чистка коснулась также «Единой России» и Общероссийского народного фронта – детища Володина.

В этой связи Вячеслав Володин, можно сказать, «перешел в контратаку», и мы это видели, например, месяц назад, когда спикер прервал выступление министра экономического развития Максима Орешкина и фактически выгнал его, как школьника, с правительственного часа в Госдуме «в связи с неподготовленностью».

В своем интервью Володин отметил, что парламентский контроль за принимаемыми правительством решениями стал более эффективным, однако нормы отчета правительства перед Госдумой нужно детализировать, в том числе в части оценки деятельности отдельных министерств. Таким образом, Володину уже недостаточно просто задавать вопросы министрам, ему нужны полномочия по оценке их работы, и вполне возможно, с последующими кадровыми выводами.

Инициатива по участию Госдумы в формировании правительства – логичное продолжение этой политики, это очередная попытка Володина усилить давление на исполнительную ветвь власти и укрепить политический статус Госдумы в целом и его самого в частности.

Эта инициатива вызвала ожидаемо негативную реакцию премьер-министра. При этом, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, сформированной позиции по данному вопросу пока нет, поскольку «эта инициатива новая». Остается открытым вопрос, согласовывал ли свои предложения Володин с президентом, или нет.

Не думаю, что такие серьезные инициативы могут выходить в информационное пространство без каких-либо согласований, и косвенно слова Пескова это подтверждают. Возможно, президент, предварительно ознакомившись с предложениями, не поддержал их, но и не отверг, предоставив Володину возможность вынести инициативу на обсуждение общественности, политических элит и экспертов.

Нельзя исключать и благосклонную реакцию Путина на эти предложения. Возможно, после окончания срока полномочий президент видит себя председателем Госдумы: в этом случае роль этой должности и самой Госдумы, несомненно, будет усилена. Кстати, такого рода политическая традиция существовала у нас в Советском Союзе, когда формально главой государства был не председатель правительства и не генеральный секретарь ЦК КПСС, а председатель Верховного Совета. Такой вариант, на мой взгляд, маловероятен, но и сбрасывать его со счетов тоже не стоит.

Если же Володин «вышел на тропу войны» с правительством один, по собственной инициативе, то это может повлечь для него довольно существенные политические риски. Особенно если он пошел на такой шаг исключительно с целью личного пиара и привлечения к себе внимания.

 volodin

 
Партнеры
politgen-min-6 Володин перешел в контратаку
banner-cik-min Володин перешел в контратаку
banner-rfsv-min Володин перешел в контратаку
expert-min-2 Володин перешел в контратаку
partners 6
eac_NW-min Володин перешел в контратаку
insomar-min-3 Володин перешел в контратаку
indexlc-logo-min Володин перешел в контратаку
rapc-banner Володин перешел в контратаку