О новых инициативах Вячеслава Володина
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов рассуждает о последних инициативах спикера Госдумы Вячеслава Володина, направленных на расширение полномочий Госдумы при формировании Правительства.
В настоящее время одной из самых заметных тенденций в развитии внутриполитических процессов становятся рассуждения о будущем транзите власти и возможных изменениях в институциональном дизайне политической системы. Эти два вопроса зачастую увязываются. В развернувшихся дискуссиях, как правило, обсуждаются те или иные варианты изменения конфигурации власти, которые должны обеспечить стабильный и бесконфликтный транзит (расширение полномочий Госсовета, например). Как правило, обсуждаемые новации связаны с внесением поправок в текст Конституции России.
Дискуссии о возможных (необходимых) изменениях текста Конституции становятся общим местом. Если ещё несколько лет назад незыблемость и неизменность Конституции была общепринятым фактом, который подвергали сомнению, по-сути, только маргинальные несистемные политики, в настоящее время баланс политических настроений всё больше склоняется в пользу целесообразности коррекции конституционного текста. Известные эксперты и действующие политики начинают всё более решительно высказываться в этом смысле.
В данных дискуссиях одним из главных участников стал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Ещё в конце 2018 года он задал тон дискуссии, заявив о необходимости обсуждения конституционных поправок. Теперь, в интервью официальному сайту Государственной Думы, Вячеслав Викторович разъяснил суть предлагаемых изменений. Подчеркнув, что это не касается базовых положений Конституции, которые должны оставаться незыблемыми, он обратил внимание на необходимость ряда поправок, которые должны усилить контроль законодательной власти над исполнительной. Главные из них – расширение и детализация норм, устанавливающих отчётность Правительства перед Государственной Думой (возможность оценки депутатами деятельности отдельных Министерств) и введение механизма консультаций назначенного премьер-министра с депутатами при определении кандидатур на должности конкретных министров.
Указанные новации взаимосвязаны и могут привести к определённому смещению баланса сил в треугольнике трёх «П» (Президент-Правительство-Парламент) в пользу последнего. При этом форма правления, президентско-парламентская республика, останется неизменной. Ведь базовые основания этой модели, ключевая роль Президента в назначении премьер-министра, формировании Правительства и возможности его отставки, сохранятся. Подобная коррекция будет продолжением тех изменений, которые уже были внесены в Конституцию в 2008 году (норма об обязательном ежегодном отчёте Правительства перед Госдумой).
Предложенные конституционные поправки в некоторой степени расширяют полномочия Государственной Думы и повышают её статус в системе органов власти. Укрепляют они и позиции парламентских партий, позволяя им активно включаться в политический торг. При определённых условиях это сулит дивиденды не только правящей партии, но и оппозиции, получающей возможность как лоббирования своих интересов, так и назначение в состав Правительства своих представителей.
В то же время необходимость данных изменений является неочевидной. Возможность активного участия Государственной Думы, в том числе парламентских партий, в процедуре формирования Правительства существует и сейчас, в рамках действующей редакции Конституции. Ключевым в этом отношении выступает всё-таки не возможность консультаций по кандидатурам министров, а голосование за Председателя Правительства.
Необходимо напомнить, что окончательное решение по вопросу о назначении премьер-министра – именно у депутатов. А, следовательно, в процессе обсуждения кандидатуры премьер-министра с Президентом, ничто не мешает депутатам заключить пакетное соглашение, предусматривающее готовность поддержать кандидатуру на должность премьера при условии включения в состав Правительства кандидатур, предложенных думцами. Кстати, и практика подобного рода действий уже есть.
В 1998 году, после дефолта, вновь сформированное Правительство Евгения Примакова конструировалось именно по этому принципу. Практически весь состав кабинета Примакова состоял из представителей парламентских фракций и депутатских групп. Таким образом, это было коалиционное правительство. Пользуясь немецкой терминологией такая коалиция, включающая широкий партийный спектр, называется «Большой коалицией».
И сейчас, в последние годы, главой правительства является председатель партии, имеющей крупнейшую фракцию в Государственной Думе. А, следовательно, вопрос стоит не столько в совершенствовании конституционных норм, сколько в практической плоскости – реализации в полной мере уже существующих у парламента полномочий.