Архангельский конфликт перестал быть «мусорным»
Зампред Общественного совета при Минприроды РФ, лидер партии «Альянс зеленых», эксперт Центра ПРИСП Александр Закондырин считает, что заявления СМИ о приостановке проекта «Шиес» в Архангельской области преждевременны.
Мне кажется, в ситуации, которая сложилась в Архангельске, есть три зоны проблемы. Первое – решение Кремля. Насколько я понимаю, Кремль не может принимать все решения в силу того, что это не в их компетенции находится, пока они лишь дали рекомендации своим коллегам. Решения Кремля не было, президент на эту тему не высказывался. Было предварительное рабочее совещание, на котором выслушали мнения всех сторон и сказали, что если вы собираетесь реализовывать проект, то было бы правильно представить изыскания по гидрогеологии, которая волнует людей.
И это правильно – подготовиться к проведению нормальных публичных слушаний, провести, а потом осуществлять какую-то работу. Позиция АО «Технопарк», которое имеет отношение к правительству Москвы, следующая: никаких работ они не проводили, были предварительные работы по устройству дороги перед железнодорожной станцией в рамках заключенного договора между субъектами «Технопарка» и РЖД. На этом закончился диалог, насколько мне известно. Поэтому решение о приостановке работ – это некая публичная тенденция, которая появилась в Telegram-каналах и СМИ. При этом никакого юридического решения или политического решения главы государства на эту тему не было.
На самом деле на станции Шиес пока нет никакого технопарка. Это выглядит так: есть ж/д станция, есть примерно 20 некапитальных строений, где проживают рабочие, которые строят дорогу, делают твердое покрытие. Больше ничего не происходит. Это занимает территорию примерно 15 га. Насколько я понимаю, было предложение, которое было неофициально представлено, – это 300 га земельного участка в лесной зоне. Но проекта пока на бумаге нет. Мы проводили соответствующее мероприятие в Архангельске два месяца назад, коллег приглашали и настоятельно просили представить какой-нибудь проект. Они проект не представили: его просто не было. Также не было никаких экспертиз, из которых можно было бы сделать вывод о влиянии этого объекта на реки, расположенные рядом.
Можно ли размещать в Шиесе объект, должны ответить специалисты. Я не исключаю возможности, что где-то подобный объект размещать можно. И когда правительство Москвы говорит, что «мы для вас создадим современную инфраструктуру утилизации отходов в Архангельской области», мне эта патетика нравится за исключением одного – у меня возникает вопрос: почему вы, коллеги из Москвы, не создали эту инфраструктуру у себя? Почему нет раздельного сбора отходов в Москве? Захоранивать отходы в Москве запрещено, но перерабатывать, сортировать и осуществлять раздельный сбор не запрещено. Почему вы этим не занимались 20 лет? Притом, что Архангельская область действительно нищая и нужно 6 млрд руб. для рекультивации свалок, а у Москвы деньги есть, и они могут на это потратить гораздо больше. Они просто годами везли эти отходы в Подмосковье, а сейчас это делать уже невозможно, потому что 20 полигонов закрыты, остались 14. Технической возможности больше нет, поэтому они решили везти отходы в другие регионы.
Возвращаясь к Архангельску, отмечу, что второй момент касается протестного движения, которое там есть. Есть люди, которые живут в Урдоме, поселке рядом с Шиесом, на расстоянии 32 км. Для них это близко. Они там привыкли рыбачить, охотиться, собирать ягоды, ходить за грибами и т.д. И убедить этих людей в необходимости какого-либо строительства на этой территории, тем более полигона отходов, невозможно. Жители Урдомы категорически против строительства любого объекта. Это их мнение. За последние три месяца мне в социальных сетях писали сотни жителей Урдомы, и ничего хорошего по поводу строительства этого проекта я не слышал, ни одного позитивного мнения.
Третья часть проблемы касается губернатора Игоря Орлова и жителей Архангельска и Северодвинска, которые проводят протестные мероприятия. Между Шиесом и Архангельском расстояние в 800 км. И там нет сообщения через дороги. Туда можно доехать только через Сыктывкар. Поэтому говорить, что жителей Архангельска, Северодвинска реально волнует в личном плане строительство в Шиесе, где они никогда не были, я бы не стал. Они протестуют по другому поводу.
Во-первых, по поводу проекта возможного строительства полигона между Северодвинском, Новодвинском и Архангельском. Насколько я знаю, администрация Орлова сейчас отказалась от этого плана, будут искать другое место. Однако в результате того, что этот полигон не запущен, нет проекта, региональные мусорные операторы не приходят в Архангельск и не начинают работать, поскольку нет полигона. В итоге мы видим, что в регионе, по сути, сорвано начало проведения «мусорной» реформы. Людей, конечно, можно понять. Это все находится на берегу Двины, у них там дачи. Но нужно понимать и то, что действующий полигон в Северодвинске находится в пределах городской черты в 300 метрах от школы, что прямо запрещено законодательством, и этот полигон необходимо срочно закрывать.
Во-вторых, в этих протестах звучит некая общая логика жителей Архангельской области, состоящая в том, что они не хотят, чтобы к ним вообще куда-то везли московские отходы. Они это принимают как личное оскорбление, заявляя, что они не люди второго сорта. И хотя, на мой взгляд, люди искренне этим возмущены, на самом же деле это не имеет прямого отношения к проекту «Шиес». Это общая, сборная история. Они вообще не хотят видеть на архангельской земле никакого полигона. И как можно с жителями Архангельска обсуждать то, что будет происходить в 800 км от них?
На все это накладывается существующий в Архангельской области внутрирегиональный конфликт. У администрации Орлова и лично Орлова как губернатора есть серьезные противники внутри региона – это руководители двух профильных промышленных предприятий в Северодвинске, которые не очень любят губернатора и активно поддерживают протестное движение. Профкомы этих двух предприятий активно участвуют в организации протестных мероприятий. Плюс есть люди из прошлых администраций города Северодвинска, предпринимательского сообщества, у которых также не сложились отношения с Игорем Анатольевичем. И тема московского мусора используется этими людьми с целью выяснения отношений с Орловым. Поэтому конфликт в Архангельской области, на мой взгляд, не «мусорный», не отраслевой, а именно политический.
Ранее опубликовано на: http://club-rf.ru/29/opinions/1518