Директор по политическому анализу института ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП
21.05.2019

Избиратели хандрят, власть теряет доверие


Депрессия, в состоянии которой оказалось большинство россиян, на фоне экономического кризиса и непопулярных решений правительства РФ может в конечном итоге вылиться в агрессию против власти. Такое мнение высказал директор по политическому анализу института ИНСОМАР, эксперт Центра ПРИСП Виктор Потуремский.

В период с 2017 по 2018 год количество людей, которые верят, что будут жить лучше, уменьшилось более чем в два раза. По данным ВЦИОМ, произошло падение с 63 до 29%.

При этом основная динамика пришлась на середину 2018 года, когда власти приняли самую непопулярную за последние годы пенсионную реформу, что нарушило «общественный договор» в глазах россиян.

Реформа выкристаллизовала и запустила механизм новой политической реальности. Можно так описать состояние граждан: разочарованность, ощущение, что нет развития, откат назад и даже деградация.

Еще один важный нюанс: сейчас социологи фиксируют утрату доверия к власти и устоявшееся мнение, что ситуацию невозможно исправить.

Люди испытывают страх, что не хватит возможности обеспечить свою жизнь и жизнь своей семьи. Идет утрата надежды и веры в «светлое будущее», будущее страшит и даже выглядит зловеще. Оно настолько плохое, что заглядывать туда не хочется, стратегия избегания «я туда не хочу».
Россияне эмоционально истощены и чувствуют себя как марафонцы на длинной дистанции. Это состояние очень близко к тому, что чувствует человек на финише 20-40 км пробега: у него ограниченное количество энергии, все болит, как добежать непонятно, где финиш – не очень ясно. При этом человек чувствует, что оказывается в этой ситуации искусственно – не по своей воле.

Все эти характеристики совпадают с депрессивным состоянием. Идет нарастание негативных оценок политической ситуации, снижается рейтинг институтов, персон. Политологи вслед за социологами пытаются найти этому объяснение, и что-то с этим сделать. Конечно, мы имеем дело с не настоящей депрессией, а с попытками помыслить некую модель общественного поведения по аналогии с депрессивным расстройством.

Сейчас россияне хотят сойти с дистанции и после пенсионной реформы находятся в поиске нового договора с властью. Причем непонятно, договариваться про что и на каких основаниях.

Разрешение этой кризисной ситуации затрудняет депрессивное состояние россиян, с одной стороны, а также старые методы в работе власти – с другой.

У людей (в депрессии) происходит снижение когнитивной функции – не способность оперировать большим количеством элементов, отслеживать причинно-следственные связи, стремление к упрощению, редуцирование, избирательное мышление и произвольные умозаключения – «подгонка» картины процессов и событий под собственные негативные убеждения. Вот прямые цитаты из фокус-групп: «Да, дорогу нужно строить, но дорогу строить не нужно, потому что все своруют». Это иррациональные вещи, с этим нужно разбираться. Они готовы проголосовать назло, хотя признают, что рациональных оснований голосовать за человека с нулевой известностью нет никаких, и, скорее всего, будет хуже. Но все равно это делают, потому что существующее состояние еще невыносимее.

Действия власти, которая подходит к решению проблем с позиции «не хандри, все хорошо», – только усугубляет ситуацию.

Чтобы обсуждать прорыв, нужно облегчить состояние сегодняшнего дня. Когда вы говорите: «Не хандри, не грусти, у нас совершенно замечательный бюджет, Россия стабильна как никогда», – если наша аналогия верна – вы говорите на инопланетном языке и провоцируете все болевые точки состояния человека. Если вы приходите и начинаете говорить абстрактные вещи, то вы не интересны, вы не нужны.

Сейчас важно предлагать россиянам способы решения проблемы и вовлекать их в процесс.

У вас может не быть полномочий, но может быть способ решения, он значит больше. Успех некоторых общественных деятелей базируется именно на этом. Отстранённость, формализм, пустые обещания, сокрытие информации, если вас подозревают в том, что вы чего-то не договариваете, вы проваливаетесь на раз.

Амплитуда и продолжительность реакции на стресс у депрессивных людей более продолжительная и интенсивная. Если фон фрустрирован (фрустрация – несоответствие желаемого и возможного), наступает агрессивная реакция, которая направлена либо во вне, либо на себя. Возможно, здесь ключ в той агрессии и попытке неадекватного эмоционального поведения по поводу институтов власти.

Ранее опубликовано на: https://ria-express.com/da-dorogu-nuzhno-stroit-no-dorogu-stroit-ne-nuzhno-potomu-chto-vse-svoruyut/

 odinochestvo

 
Партнеры
politgen-min-6 Избиратели хандрят, власть теряет доверие
banner-cik-min Избиратели хандрят, власть теряет доверие
banner-rfsv-min Избиратели хандрят, власть теряет доверие
expert-min-2 Избиратели хандрят, власть теряет доверие
partners 6
eac_NW-min Избиратели хандрят, власть теряет доверие
insomar-min-3 Избиратели хандрят, власть теряет доверие
indexlc-logo-min Избиратели хандрят, власть теряет доверие
rapc-banner Избиратели хандрят, власть теряет доверие