Кто присматривает за нацпроектами
Волна обсуждений необходимости контроля за нацпроектами поднимается каждый месяц. Сейчас появилась информация, что запущена некая система мониторинга. Члены кабинета министров могут следить за реализацией задач через «электронный бюджет», который, правда, работает с техническими сбоями. Есть еще отдельная система, которая была создана для вице-премьера Татьяны Голиковой.
Политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август рассуждает о том, должны ли простые граждане знать о ходе реализации нацпроектов.
Я бы вообще сделала какую-то понятную систему отслеживания и контроля в онлайн-режиме. Дело в том, что это сложно превратить во что-то «удобопонятное». То, что происходит с нацпроектами, нужно переводить на понятный язык. Люди должны за ними следить. О них нужно как можно больше рассказывать. Мы недавно с коллегами из нашего цеха это обсуждали. Предлагаем в том числе Администрации президента и Правительству свои решения, потому что мы умеем это делать, и мы считаем это необходимо не только с точки зрения того, что люди будут контролировать, а с точки зрения того, что, когда людям будут об этом рассказывать, когда они будут это видеть, они начнут в этом участвовать.
На низовом уровне такие проекты работают – это называется государственно-частное партнерство, инициативное бюджетирование, когда, допустим, вы со своими соседями решите, что вам во дворе нужна воркаут-площадка. Вы с ними вместе выходите на управу, префектуру, говорите, что у вас есть проект, что вы готовы вложить столько денег, а власти – столько-то. Вы будете это беречь, у вас будет к этому отношение собственника.
Точно так же нацпроекты нуждаются в заинтересованном отношении населения, потому что иначе, сколько бы ни строили чего-то нужного, хорошего, если люди в этом не будут участвовать в качестве соратников, это не принесет им никакого счастья, удовлетворения. И мы здесь с вами в инициативном бюджетировании участвуем, – и вы, и я, – потому что мы платим налоги, это наши деньги. И раздражает людей большей частью то, что они понимают, что платят, но куда идет все – не понимают. Если нацпроекты сработают еще на эту историю, когда я понимаю, куда идут мои деньги, вижу, как они тратятся, если мне не нравится, я подаю сигнал, со мной общаются, мне рассказывают, от меня не скрывают, значит, я в этом участвую, тогда, возможно, мы получим этот эффект: «вставай страна огромная». У нас сейчас общий враг – разгильдяйство.
Нацпроекты могут принести не только экономический эффект, они помогут стать для страны новой идеей. К сожалению, пока этого не случилось. Мы как политические консультанты, как социальные инженеры это видим, тревожимся, обсуждаем. Надеемся, хоть какие-то наши предложения будут приняты.
Материал полностью на: http://fedpress.ru/article/2272406