Тотальный контроль или кодекс чести учителей
Минпросвещения России совместно с Общероссийским профсоюзом образования разработало и направило в регионы положение о нормах профессиональной этики педагогических работников, в котором призвало педагогов воздержаться от публикации в Интернете информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. Рекомендуется также избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации учителя, преподавателя или образовательной организации. В случае нарушения норм профессиональной этики педагог имеет право на справедливое и объективное расследование специальной комиссией, а также может обратиться в суд.
Президент Фонда защиты национальных ценностей, председатель Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, эксперт Центра ПРИСП Александр Малькевич комментирует рекомендации Минпросвещения по регулированию вопросов профессиональной этики педагогов.
В этом году скандальные истории вокруг частных фотографий людей, которые работают с детьми, к сожалению, стали трендом. Десятки учителей подверглись травле из-за снимков, опубликованных на их страницах в социальных сетях.
Были и совершенно вопиющие ситуации, когда директор барнаульской школы Людмила Кузнецова откровенно дискредитировала систему образования, а также в дурном свете выставила власть Алтайского края. Напомню, что 38-летняя Татьяна Кувшинникова, учительница русского языка и литературы, увлекающаяся моржеванием, опубликовала снимок, где она сидит в летнем платье на фоне зимнего озера. Директор школы сочла это фото аморальным и предложила педагогу написать заявление по собственному желанию. Тогда все: ученики и родители школьников — были на стороне учительницы, но директор посчитала, что девушка — “пятно на репутации школы”.
В целом сама идея с созданием неких кодексов правильная. Но возникает вопрос: почему речь идет только об учителях? Ведь были случаи, когда травле подвергались и представители других профессий, работающие с детьми. Так, в марте шквал критики обрушился на врача-педиатра из Кинешмы (Ивановская область) Анастасию Орлову из-за фотосессии в нижнем белье. При этом девушка отметила, что в больницу одевается сдержанно, носит юбки ниже колена, но ей захотелось сделать красивые фотографии, примерив на себя новый образ. По словам Орловой, мамочки ее пациентов видели эти фотографии и ставили ей лайки.
Таким образом, мы должны смотреть на ситуацию масштабней. Более того, не стоит забывать, что неадекватным поведением порой отличаются не педагоги, а родители учеников, так что иногда защита нужна, скорее, учителям.
В документе говорится, что педагогические работники, осознавая ответственность перед обществом и гражданами, призваны воздерживаться от размещения в Интернете, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию учеников. Непонятно, о какой ответственности идет речь и какая степень откровенности на фото допустима.
Мы понимаем, что зарплата учителей оставляет желать лучшего, при этом к педагогам сегодня колоссальные требования: помимо волокиты с бумажками, теперь их личная жизнь и личное пространство жестко контролируются. Не много ли нагрузки на наших учителей ложится?! Вы что будете делать, когда человек хлопнет дверью и уйдет?! Как обычно, у нас благими пожеланиями вымощена дорога куда-то не туда: сама идея верная, но все пытаются сделать в спешке, “к дате” — вот это вечная российская проблема.
Да, нужны логичные ограничения, касающиеся, например, действий и некорректных высказываний о своей компании в социальных сетях, но обычно документ о корпоративной этике подписывается при приеме на работу и не нуждается в дополнениях. Сделайте что-то подобное и для школ, при этом подкрепите не только угрозами, но и какими-то бонусами, “пряником”, и нет проблем.
Ранее опубликовано на: https://oprf.ru/press/832/newsitem/50472