Подмосковная ЕР: выборы с открытым забралом
Председатель совета Общественного комитета за открытость правосудия, эксперт ПРИСП Денис Дворников - об особенностях прошедших выборов в Московской области.
Из-за московских событий и протестов, выборы в Московской области остались в тени. Вместе с тем, результаты Единого дня голосования в Подмосковье интересны, особенно в сравнении с Москвой.
Начнем с того, что область - это давно уже не «замкадье», она варится в том же политическом соку, что и рассерженные горожане на проспекте Сахарова. Например, одна из «звезд» недавних московских митингов Ольга Мисик – девушка, показывающая омоновцам Конституцию – жительница Воскресенска. И она была далеко не единственной представительницей Подмосковья.
Разница в лояльности по отношению к власти и в целом в повестке внутри столичной агломерации практически стерлась. Утренние пробки и набитые электрички из подмосковных городов в Москву превратили жителей столицы и окружающего ее субъекта практически в однородный электорат.
Тем не менее, в Подмосковье удалось найти оптимальную модель кампании, которая позволила получить голоса пусть не подавляющего, но большинства избирателей: 53% мест достались «Единой России». Кстати, в отличие от московских соратников, подмосковные кандидаты ЕР получили негласный запрет на сокрытие партийной принадлежности и шли на выборы с узнаваемым за версту белым мишкой.
В ходе кампании и в день голосования региональный избирком играл роль показательно жесткого арбитра, что, скорее всего, и позволило обойтись без неожиданных отключений света на участках, внезапных поломок КОИБов и скандалов с наблюдателями. Жалобы были, но назвать их валом обращений тоже нельзя. Хватило сил, чтобы рассмотреть и отреагировать на каждую. Опять же – немедленно и предельно жестко.
Например, в Сергиевом Посаде на УИК №4052 коммунист и яблочник увидели в урне сложенную пачку бюллетеней. Результат был отменен без особой рефлексии.
Новое законодательство о выборах существенно изменило порядок распределения депутатских кресел при голосовании по спискам, причем в пользу партий, преодолевших 5-процентный барьер, а не в пользу победителя, как это было раньше. Таким образом, подмосковные единороссы не досчитались десятков мест в различных муниципальных советах.