Олег Тузиков: для Вячеслава Мархаева выборы главы Бурятии, скорее всего, спектакль
Полковник прочитает по бумажке пару скучных речей по телевизору и этим ограничится.
Сегодня стало известно, что бурятское отделение КПРФ официально выдвинуло кандидатуру Вячеслава Мархаева на должность главы республики. Многие эксперты думают, что кандидат от коммунистов сможет составить серьезную конкуренцию Алексею Цыденову. Эксперт Центра ПРИСП, журналист Олег Тузиков считает, что это не так.
«Результаты выборов в Бурятии, как я говорил раньше, в большой степени определяют лидеры кланов, а с ними Алексей Цыденов уже, насколько мне известно, договорился. Договорился он в том числе и с западно-бурятским кланом, к которому принадлежит Вячеслав Мархаев. Цыденов также смог выстроить хорошие отношения с бурятскими силовиками – за него главы всех силовых структур и прокурор республики. Ни у кого из них пока что нет повода нарушать имеющиеся договоренности – каждый понял, что приобретет, и оснований опасаться обмана пока не видно.
За спиной Цыденова стоит первый человек в стране – это для бурят важно. Электорат Мархаева ограничен – помимо западно-бурятского сообщества, и то не всего, у него есть еще коммунистический электорат, который готов за него проголосовать. Последние голосуют за Мархаева в основном не потому, что он коммунист, а потому что он герой, самый популярный актор, принадлежащий к титульной нации . Тем, кто голосует за Мархаева, безразлично, какие предложения он вносит, какая вообще у него программа – они голосуют потому, что он их любимец. Эта часть бурятского общества достаточно велика для того, чтобы быть заметной, но недостаточно велика для того, чтобы провести своего кандидата на пост губернатора.
Мархаев не является профессиональным политиком и никого, кроме своего давно сформировавшегося электората, привлечь не в состоянии. Он очень редко высказывает свое собственное мнение по тем или иным вопросам, а если высказывает, то делает это плохо – он косноязычен и постоянно попадает впросак. Ему бы или молчать или читать по бумажке. Если представить, что на «поле боя» остались только два соперника, Цыденов и Мархаев, то 30 процентов от общего количества проголосовавших – это, на мой взгляд, потолок последнего. На выборах в Хурал в 2013 году он набрал 24 процента голосов, ведя очень активную кампанию.
С другой стороны, Вячеслав Мархаев практически со всех сторон наглухо привит от любого компромата, поэтому у него трудно отобрать голоса. Во-первых, все, что можно было о нем сказать, уже давно сказано, что можно было повесить – повесили, и это не работает. Его электорату не интересно, избивал ли племянник Мархаева инвалида или не избивал, и племянник ли он вообще. Владеет ли Мархаев какими-то ресторанами или кафе, правильно ли Мархаев вывел своих бойцов из-под чеченского огня или, наоборот, он должен был там умереть вместе с ними – все равно.
Люди, которые любят Мархаева, считают, что он все делал правильно. Тем более, попробуйте сказать матери солдата, что он должен был там остаться и погибнуть. То, что Мархаев взял к себе чеченского мальчика и воспитал его – как говорится, респект и уважуха. Да, паренек оказался трудным, тяжелым, хулиганистым – ну, горячий кавказский юноша, тем более приемный, не родной, тут тоже ничего особенного не предъявишь.
Можно попробовать поймать Мархаева на том, что он все время напоминает, что он воин, дал присягу, но выходит бороться против того, кого назначил верховный главнокомандующий. Это легко отбить: главнокомандующий и гарант конституции сам не раз призывал к свободным выборам. То, что он ушел сенатором от Иркутской области и «предал» родную Бурятию, отбивается еще легче: Мархаев ответит, что ему не давал работать Наговицын, но теперь Наговицына нет, и Мархаев возвращается, потому что сердцем никогда не отрывался от Бурятии и всегда был с бурятами.
И тут возникает интересный вопрос: дойдет ли вообще у Мархаева дело до необходимости что-то объяснять и оправдываться? Лично я не верю, что намерения Мархаева стать губернатором серьезны – для него это, скорее всего, спектакль. Полагаю, что с ним договоренности тоже достигнуты через тех же представителей западно-бурятского клана, которые для Мархаева являются референтными фигурами. Сейчас ему помогут пройти муниципальный фильтр, а дальше он будет имитировать избирательную кампанию.
Вряд ли штаб Мархаева будет заниматься какой-то мобилизацией, потому что мобилизация – это нарушение договоренностей, это попытка действительно побороться за победу. Так что, на мой взгляд, дело ограничится несколькими билбордами и скучными выступлениями в СМИ. Рутинной точечной работы по сбору голосов не будет.
Самому Мархаеву эти выборы, может быть, вообще не нужны, но они нужно «иркутским» бурятам, чтобы в очередной раз продемонстрировать свою силу, авторитет и способность оказывать влияние на жизнь Бурятии. А вот показывать всю-всю свою силу, свой максимум «иркутские», полагаю, и сами не хотят, потому что может выясниться, что этот максимум не так велик, как многие сейчас представляют
Кроме этого, Мархаев нужен Цыденову для легитимизации будущей победы. Образно говоря, если бы Мархаева не было, его нужно было бы выдумать».