Чиновница в шоколаде
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов – об очередной резонансной истории с фото чиновницы из Ульяновской области в соцсетях.
Советник губернатора Ульяновской области по вопросам информационных технологий Светлана Опенышева разместила в Instagram фотографии, сделанные в азербайджанском отеле в нафталановой (нефтяной) ванне. Снимки были сопровождены надписью «Много шоколада не бывает» и вызвали общественное возмущение не только в регионе, но и во всей стране.
Губернатор области Сергей Морозов поручил провести служебную проверку в отношении Опенышевой. Комиссия по этике рекомендовала губернатору не увольнять чиновницу (будем называть ее так, хотя советник – это не чин государственной службы) и ограничиться выговором. Опенышева публично извинилась, скандальный пост в Instagram был удален.
Хорошо, что человек избежал увольнения на пустом месте, осталось понять, почему он получил выговор и был вынужден извиняться.
С одной стороны, чиновница с ежемесячным доходом более 100 тыс. руб. может позволить себе на отдыхе лечебные процедуры, общая стоимость которых составляет около 40 тыс. руб. Обычные граждане в отпуске тратят порой значительно большие суммы на значительно менее полезные для здоровья вещи. Что же вызвало такую реакцию со стороны общества и властей региона?
Во-первых, это, конечно, неудачная шутка «шоколада много не бывает». Отличить нафталановую ванну от шоколадной обычному человеку сложно, поэтому и пользователи Instagram, и губернатор решили, по всей видимости, что Опенышева просто «бесится с жиру». Очевидно, что если бы фотографии имели адекватную подпись, они не вызвали бы такого ажиотажа.
Во-вторых, этот скандал вполне укладывается в рамки традиционного противостояния «чиновники – общество». Обычные граждане особенно придирчиво относятся ко всему, что связано с политиками и чиновниками: будь то их личная жизнь, уровень доходов, размеры трат, места проведения отпуска и т.д. И дело здесь не в зависти, а в общественном запросе на социальную справедливость.
Люди постоянно сравнивают качество жизни госслужащих со средним уровнем жизни в регионе и приходят к выводу, что «чиновники воруют у народа». Логика тут довольно незамысловата: «они нами управляют – мы живем все хуже – они живут все лучше – значит, они живут за наш счет». Поэтому страницы госслужащих в соцсетях рассматриваются под микроскопом и любая провокация, даже шутливая, как в данном случае, способна вызвать общественный резонанс.
Причем никто не будет обращать внимание на официальный уровень доходов (этим данным никто не верит), никто не будет разбираться в нюансах (возможно, чиновник отдыхает по «горящей» путевке, со скидками или другими акциями – как все нормальные люди), реакция народа на «роскошные» фотографии госслужащих, как правило, весьма негативная.
Госслужащие должны понимать эти нюансы. Род деятельности накладывает на них определенные ограничения не только правового, но и этического характера, поэтому не стоит провоцировать граждан любыми постами в соцсетях, которые относятся к их личной жизни.
В связи с этим я могу понять возмущение и общества, и губернатора, первой реакцией которого было уволить Опенышеву. Власти региона должны оперативно реагировать на такие скандалы. Полагаю даже, что Морозов некоторым образом «сыграл на опережение»: назначил служебную проверку и пригрозил увольнением, тем самым удовлетворив претензии общественности, а затем по результатам проверки уменьшил наказание до выговора.
Советник губернатора принесла публичные извинения, пост удалила. Тем самым, как говорится, и волки остались сыты, и овцы целы.
Что касается резонанса от этого скандала, который проявился даже на федеральном уровне, я не исключаю, что кейс Опенышевой активно раскручивался региональной оппозицией, которая довольно сильна в Ульяновской области.
Как бы там ни было, власти региона, на мой взгляд, с честью вышли из щекотливой ситуации, а Опенышевой и другим чиновникам этот случай должен стать хорошим уроком на будущее.