Екатеринбуржцы не дали разрушить «квадрат притяжения»
В Екатеринбурге продолжаются споры вокруг строительства храма святой Екатерины. Дума Екатеринбурга приняла решение о дате проведения опроса граждан, посвященного одной из наиболее острых проблем в жизни города. 13 октября местным избирателям будет предложено отдать свой голос в пользу одной из двух площадок, выделенных для строительства храма.
Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин – о том, почему строительство храма разделило горожан на два лагеря.
Екатеринбург – мой родной город, там у меня много родственников, друзей. Мне интересна ситуация. Сейчас получилось, что часть моих знакомых оказались по одну сторону баррикад, часть – по вторую. И это в какой-то мере удивляет, потому что вопрос – против чего боремся. Неужели это стоит противостояния, в котором задействованы такие силы.
Год назад мэр Нижнего Новгорода, такого же города-миллионника как и Екатеринбург, Владимир Панов оказался в подобной ситуации. В парке Дубки РПЦ хотела построить храм, народ выступил против. Тогда застройку и вырубку деревьев в парке остановили – город отклонил проект епархии, и ей отказали в выделении земельного участка в городской рекреационной зоне. Панов сказал, что «общественные пространства в нашем городе должны развиваться только через общественные обсуждения, и этому взаимодействию администрации с жителям еще нужно вместе научиться». И здесь я полностью разделяю его мнение. У нас по закону церковь отделена от государства. Да, она имеет массу преференций, в том числе налоговых. И ничто не мешает РПЦ, также, как и остальным организациям, участвовать в конкурсах, тендерах, подавать заявки, создавать пространства на общих условиях, соблюдая законодательство.
Любая конфликтная история – всегда тема благодатная для раздувания скандала. И тема, затрагивающая противостояние религиозное - общая для всех, касается всех участников процесса. Это всегда повышение градуса спора.
Дело в том, что Екатеринбург – один из немногих городов-миллионников, где центр административный, исторический, культурный, географический совпадают. Это место притяжение всех событий. Всегда так было. И парады, и митинги, и администрация, и места отдыха – все в одном квадрате. Есть маршруты, традиционно сложившиеся десятилетиями: места встреч, круги для прогулок, точки притяжения. И любое изменение конфигурации – меняет мироощущение людей. Уверен, что, когда вместо Храма Христа Спасителя строили бассейн тоже была вспышка, негодование, протест.
Так что, когда захотели уничтожить сквер и поставить храм, история коснулась всех жителей города. Вторглись в их пространство, рушится привычный мир. Если бы все это случилось во времена СССР и возводили бы памятники вождям, всех переломали бы через колено и построили, а потом никто бы и не вспомнил, что было здесь до того. Но сейчас поколения сменились, люди иначе относятся к власти, общественному договору, не боятся протестных выступлений. Поэтому принимая непопулярные решения, нужно быть готовыми к открытому противостоянию.