директор Центра ПРИСП
04.05.2017

Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет

 

Сегодня Алексей никуда избраться не может, но поглядим, что будет завтра.

После второго приговора Алексею Навальному вновь возник вопрос: имеет ли он в сложившихся условиях право избираться? Директор Центра ПРИСП, член правления Ассоциации политических юристов Сергей Румянцев считает, что об этом вообще еще рано говорить – торопиться не надо.

«Начнем с того, что кампания по выборам президента официально начнется в декабре этого года. Рассуждения о том, обладает ли Навальный на сегодня пассивным избирательным правом на выборах, которые будут назначены в конце года, лишены рациональности. Каков будет правовой статус Навального к этому времени, боюсь, не знают даже в правоохранительных органах – ибо не они определяют эти планы.

На настоящий момент вступил в силу приговор по делу «Кировлеса». Алексей Анатольевич подпадает под ограничения, в соответствии с которыми пассивное право отсутствует у лиц, которые осуждены к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования судимость по этим преступлениям. То обстоятельство, что у него условный срок, роли не играет: юридически он осужден к лишению свободы.

Удастся ли Навальному до старта президентской кампании добиться через суд признания несоответствия Конституции норм избирательного законодательства, которые, по сути, расширяют круг лиц, лишенных пассивного права на выборах, по сравнению с кругом лиц, обозначенным в Основном законе?  Дело в том, что Конституция ограничивает в пассивном праве только две категории граждан: это признанные недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  Однако у Конституционного суда на этот случай есть лазейка в той же Конституции, часть 3 статьи 55 которой дает право федеральному законодателю дополнительно ограничивать права и свободы граждан в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Я не берусь гадать, но предположу, что в случае обращения Навального в Конституционный суд, этот независимый орган конституционного судопроизводства сочтет доводы заявителя несостоятельными.

Таким образом, по состоянию на сегодня Навальный не имеет права участвовать в качестве кандидата на выборах. Есть ли у него шанс изменить свой правовой статус к старту избирательной кампании по выборам президента? Объективных предпосылок к этому нет – не стоит обманываться, прежде всего, самому. Однако мы все живем в удивительное время в удивительном государстве. Судебная система не является исключением и также является предметом особого удивления и восхищения. Поэтому всерьез говорить о возможности Навального баллотироваться на высший государственный пост можно будет только ближе к концу года – благо, опыт изменения федерального законодательства под конкретного человека у нас имеется».

rum fb

 
Партнеры
politgen-min-6 Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
banner-cik-min Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
banner-rfsv-min Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
expert-min-2 Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
partners 6
eac_NW-min Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
insomar-min-3 Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
indexlc-logo-min Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет
rapc-banner Сергей Румянцев: право Навального – хитрый предмет. Оно, может, и есть, хотя вроде бы нет