Руководитель исполкома движения «Корпус “За чистые выборы”»
10.10.2019

Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур

 

Руководитель исполкома движения «Корпус “За чистые выборы”» Алёна Булгакова – по итогам встречи президента России Владимира Путина с председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой.

Накануне состоялась встреча главы государства с председателем Центризбиркома России. Сегодня все ленты новостных агентств и telegram-каналов вернутся к обсуждению вариаций законодательных изменений, регулирующих процедуру выборов. Живо в памяти экспертного сообщества также и шестичасовое заседание Научно-экспертного совета при ЦИК России 2 октября, на котором Элла Памфилова обозначила ключевые блоки для подготовки предложений по нормативному регулированию и пересмотру тех или иных процедур. Я также от лица наблюдательского сообщества нашей страны, Ассоциации НОМ, Корпуса «За чистые выборы», высказалась по каждому из предложенных направлений, чем и хочу поделиться с вами.

Во-первых, основной блок вопросов посвящен процедуре сбора и проверки подписей для регистрации кандидатов. Безусловно, тема сбора подписей через интернет (в частности, портал Госуслуг) – обсуждаемая и перспективная, но здесь важно не уйти в крайности и вдумчиво подходить к решению возникающих краеугольных вопросов. Абсолютно точно нельзя все подписи собирать исключительно через этот ресурс. Считаем, что необходимо предусматривать четкое регулирование процедуры, допустима процедура сбора подписей через интернет (безусловно с определёнными ограничениями), обеспечивая сохранность персональных данных.

Во-вторых, тема муниципального фильтра. Необходимо придать данному институту большей гибкости, не умаляя при этом его основного значения. В противном случае (установим ли мы низкие максимальные пороги, скорректируем ли «3/4») мы получим, мало того, армию фриков (и заявления выдвинутых кандидатов «о снятии гуманоидного режима» покажутся нам цветочками), так ко всему прочему откроется ящик Пандоры на уровне субъектов. Работа «в поле» отрезвляет. Не стоит забывать про идентичность нашего государства: про территории и этносы, а не учитывать это при демократическом обществе невозможно. Законодателей крайне прошу обратить на это внимание. Хайп той или иной политической силы не должен идти в ущерб общим ценностям. Весенний законопроект по корректировке мунфильтра был настолько не проработан, написан «на коленках», что возникают очень большие сомнения в реальных мотивах авторов.

В-третьих, регулирование процедуры назначения наблюдателей. Здесь выскажусь, выходя за рамки обозначенной темы.

До 2016 года правовой статус наблюдателя де-юре являлся гарантией реализации пассивного избирательного права субъекта его направившего. Никаких реальных гарантий работы наблюдателя в день выборов на избирательном участке не было. Федеральная кампания 2016 года – была дебютной для ряда норм, касающихся правового статуса данного участника процесса: теперь наблюдателя с избирательного участка удаляют только по решению суда, каких за три года можно пересчитать на пальцах руки, одновременно с чем появилась норма, обязывающая субъекты направления наблюдателей (партии, кандидаты, в некоторых регионах общественные организации) представлять списки наблюдателей в организующие комиссии за три дня до дня голосования. В том же 2016 году было разработано постановление ЦИК России, позволяющее совершать ротации в ранее поданных списках. По факту данный механизм лишь "бронирует" места. С 2018 года возможность направлять наблюдателей законодатель предоставил общественным палатам, что сейчас активно применяется на практике. Своих наблюдателей мы готовим конструктивно и максимально объективно, что позволяет избежать и нивелировать возникающие проблемы на избирательных участках и за их пределами. Существенных претензий к функционированию этого института у нас нет.

Четвертый блок предложений касается темы муниципальных выборов. И здесь нам есть, что сказать. Наши организации и ваша покорная слуга непосредственно работали в Санкт-Петербурге, где проходили две крупные избирательные кампании (точнее даже будет сказать 110 и одна): по выборам муниципальных депутатов и губернатора Северной столицы. Ванговали мы еще на этапе назначения кампании и в момент выдвижения и регистрации кандидатов: система избирательных комиссий нуждается в реформировании, а избирательные комиссии муниципальных образований – это чистой воды архаизм. Быть может, стоит подумать над тем, чтобы наделить ЦИК России и ИКС РФ статусом вышестоящей комиссии на местных выборах. Обсуждаемо.

Мы выступаем, в первую очередь, за вдумчивое отношение к предложениям и дальнейшим законодательным инициативам.

cik

 
Партнеры
politgen-min-6 Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
banner-cik-min Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
banner-rfsv-min Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
expert-min-2 Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
partners 6
eac_NW-min Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
insomar-min-3 Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
indexlc-logo-min Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур
rapc-banner Булгакова: Мы - за вдумчивое отношение к изменениям процедур