Кто оплатит женский труд
На минувшей неделе Государственная Дума единогласно внесла поправки в Трудовой кодекс РФ, установив сокращенную рабочую неделю (36 часов вместо прежних 40) для женщин, работающих в сельской местности, и гарантировав им сохранение прежней заработной платы. По мнению авторов законопроекта, председателя нижней палаты парламента Вячеслава Володина и группы депутатов из фракции «Единая Россия», новые поправки защитят женщин от снижения зарплаты за укороченную рабочую неделю, а также гарантируют от недоплат за тяжелые условия труда.
Новую поправку в ТК следует поддержать при условии внесения в нее дополнений со стороны бизнес-сообщества, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.
На мой взгляд, принятие Госдумой поправки в Трудовой кодекс в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности, правильная и актуальная мера. Несмотря на внедрение цифровых технологий, развитие роботизации, большое число сельскохозяйственных предприятий (например, птицефабрики, молочное производство,) работают по-старинке, используя ручной труд, в том числе и женский. Поэтому будет правильно, если женщины-работницы на селе будут меньше работать, и жить им станет чуть легче.
С другой стороны, здесь не обходится без подводных камней, которые депутаты, в силу своей ориентированности на социальный вектор не хотят замечать и обсуждать, поставив бизнес-сообщество перед фактом издержек, которые непонятно на кого лягут. В результате сокращения рабочей недели упадет производительность труда, но заработная плата останется прежней, как в таком случае быть, например, с ежедневной выработкой предприятия по молоку, если девушки и женщины, занятые на производстве, начнут работать меньше? Как в этой ситуации – падения ежедневной выработки – поступать владельцу предприятия?
Я уверен, что женщины-работницы в сельской местности поддержат решение депутатов, потому что труд их до сих пор ручной, физически тяжелый. В целом поправку, принятую Госдумой, следует поддержать, но отмечу, что требуется дополнительные разъяснения и обсуждения с бизнес-сообществом. Иногда социальная направленность в нашем государстве начинает превалировать над законами предпринимательской деятельности, что неправильно, потому что мы уже прошли период ручного управления экономикой, который ни к чему хорошему не привел.
Безусловно, законодателям стоит прислушаться к тем поправкам и дополнениям, которые внесет бизнес. Скорее всего, они коснутся продолжительности трудовой недели: не 36, но 38 часов, либо депутатам будет предложено ввести коррекцию в части сохранения заработной платы, потому что иначе невозможно сократить рабочее время при сохранении прежней оплаты труда, это просто не отвечает законам бизнеса. В настоящее время отрасль агропромышленного комплекса является одним из драйверов российской экономики, сельское хозяйство не только работает на экспорт, но и в прямом смысле кормит всех нас, жителей России. Поэтому учитывать мнение сельхозпроизводителей все равно придется.