эксперт Центра ПРИСП
16.06.2017

Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»

 

Поэтому он продолжит попытки провести референдум по возвращению прямых выборов мэра Иркутска

Иркутское заксобрание сочло предложение губернатора Сергея Левченко о проведении референдума по возвращению прямых выборов мэров и глав районов в регионе противоречащим федеральному и областному законам.

Иркутские депутаты проголосовали против референдума. «За» оказались шесть депутатов, против — девять, 15 человек воздержались, пять — не голосовали. Ни одного голоса «за» не было получено от депутатов фракции «Единая Россия». Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Ковалев объясняет, почему единороссы поступили так, а не иначе.

«Поверхностный взгляд на ситуацию рисует картину серьезных репутационных рисков, которые могут возникнуть у иркутских единороссов. Но здесь стоит отметить, что «зона риска» для них открыта с момента избрания губернатором Иркутской области кандидата от КПРФ. Да и раньше все было непросто. Можно, например, вспомнить, как Александр Битаров, ныне председатель правительства Иркутской области, а в прошлом секретарь иркутского регионального  отделения  «Единой России» «входил в клинч» с бывшим губернатором области Дмитрием Мезенцевым по целому ряду вопросов, начиная от пригородных электричек и заканчивая очень чувствительными для «академического» Иркутска вопросами слияния ВУЗов. Так что «мозолистое тело» у иркутских единороссов вполне себе развито.

Конечно, инициатива возвращения прямых выборов глав – тема популярная и популистская.  С одной стороны, возврат к прямой демократии – дело крайне необходимое, на мой взгляд. Особенно сейчас, в так называемый «транзитный период». В рамках этого комментария я не вижу смысла углубляться в историю вопроса. Замечу лишь,  что реформа местного самоуправления задумывалась в тучные годы, когда власть имела возможность «покупать» лояльность  посредством государственных программ и межбюджетных трансфертов. Но времена меняются. С тех пор вернулись выборы губернаторов. Кто знает, возможно, скоро мы услышим и о повсеместном возвращении прямых выборов на уровень местного самоуправления?

С другой стороны, в Иркутской области, напомню, по областному закону все главы МСУ и так уже выбираются напрямую, за исключением самого Иркутска. То есть эта проблема, если она, конечно, вообще имеет место, касается исключительно жителей областной столицы. Это важно,  потому что предлагаемый губернатором референдум – областной! Получается, что у жителей Бодайбо или Жигалово  будут спрашивать, нужно ли в Иркутске выбирать мэра прямым голосованием или оставить все как есть.  Мне кажется, что с таким же успехом можно спрашивать их мнение по поводу реновации в Москве. Ну, вы понимаете, ответ будет примерно одним и тем же, и здесь его приводить не стоит из соображения цензуры.

Политические риски проведения подобного референдума нетрудно представить.  В регионе просто нет дееспособной политической силы, которая способна была бы прокачать эту тему на уровне каждого муниципалитета.  И если референдум провалится, то это поставит под сомнение или дееспособность губернатора, или действенность областного закона, на основании которого сейчас действует все МСУ. И то, и другое ввергнет Приангарье во внутриполитический коллапс. И все это во время выборов Президента. Сомнительная перспектива.

В случае же успешного проведения референдума прямые выборы мэра Иркутска все равно не смогут состояться раньше 2021 года. Именно к тому времени закончится срок полномочий действующего главы областной столицы.

Конечно, такую работу могли бы провести сами единороссы. В отличие от других партий, у них есть для этого все ресурсы. Но для этого нужен, как минимум, диалог. Именно для этого в Законодательных собраниях существуют фракции. Все, кто хотят провести какую-то инициативу – председатель правительства, министры, депутаты, губернатор – все могут прийти на фракцию,  обсудить свой вопрос и получить обратную связь. Это обычная практика, это норма для того, чтобы достичь нужного результата. Такого диалога не было. Значит, можно предположить, что и целеполагание было иным. Каким же?

Конечно же,  губернатору необходимо формировать свою информационную повестку. В этом смысле такой популистский шаг Левченко вполне укладывается в его образ оппозиционного губернатора и поддерживает его реноме.

Возможно, это отголоски внутриполитической борьбы внутри КПРФ за выдвижение кандидатом на выборах Президента. Почему нет? Прекрасная демонстрация такой политической «бодрости» в неравной борьбе за демократические свободы с «единороссовской гидрой».

Федеральные СМИ с жадностью подхватили инфоповод, не вдаваясь в подробности.

Что касается возможностей посредством такого референдума поднять явку, то, во-первых, еще непонятно, нужно ли будет это делать или нет, во вторых, такой политизированный способ  увеличения явки вряд ли найдет понимание на Старой площади.

Популистские дивиденды от такой провокации вполне понятны. Только вот сможет ли команда Сергея Левченко их реализовать? Конечно, если иркутские единороссы будут и дальше игнорировать общественное мнение, не объясняя свою позицию, игры в политический популизм будут продолжаться».

2017-06-16 Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»

 
Партнеры
politgen-min-6 Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
banner-cik-min Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
banner-rfsv-min Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
expert-min-2 Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
partners 6
eac_NW-min Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
insomar-min-3 Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
indexlc-logo-min Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»
rapc-banner Дмитрий Ковалёв: иркутский губернатор хорошо вошел в образ борца с «единороссовской гидрой»