Сергей Румянцев: закон о запрете самопиара может превратиться в дубину
Силовики получат возможность лупить ей любого губернатора, который им не понравится.
Главам регионов хотят запретить тратить бюджетные средства на самопиар. Госдума рассмотрит соответствующий законопроект на ближайшем заседании комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Директор Центра ПРИСП, член правления Ассоциации политических юристов Сергей Румянцев рассуждает о том, к чему может привести принятие такого закона.
«Сообщения о возможном ограничении прав губернаторов расходовать бюджетные средства на самопиар пока, конечно, вызывают много вопросов.
Ну, прежде всего, нужно, конечно, читать текст законопроекта. Очень интересно, каким образом авторы определяют термин «самопиар». И как они отделяют его от освещения текущей деятельности губернатора. И самое главное – есть ли понимание того, что субъектом освещения деятельности является СМИ, а не сам губернатор? Если речь идет о практике заключения контрактов на улучшение имиджа субъекта федерации, то нужно опять-таки смотреть, как в законопроекте проведено различие между имиджем региона и имиджем конкретного руководителя.
Надеюсь, после изучения текста законопроекта часть вопросов снимется.
Но останется самый главный: что лежит в основе мотивации принять такой закон? Кристально чистые намерения федеральной власти по недопущению губернаторского самолюбования за счет бюджета? А, может быть, все намного проще? И помимо чистейшего популистского начала, лежащего в основе этой законодательной инициативы, есть еще одна цель?
Если формулировки определений в законе будут допускать двойное толкование, если не будет четкого и однозначного понимания, что можно, а чего нельзя (а я допускаю, что так оно и будет), то федеральная власть получит очередной крепкий хирургический инструмент, при помощи которого в любой момент можно будет возбудить уголовное дело за нецелевое использование бюджетных средств против любого губернатора. А если повезет, то в отдельном случае еще и «черный нал» удастся отследить и пресечь, поскольку какие-то руководители не услышат сигнал сразу и непременно воспользуются «помощью бизнеса» в оплате освещения информационной деятельности. А где «черный нал», там и до квалификации «получение взятки» недалеко.
Одним словом, есть очень стойкое ощущение, что речь идет не о беспокойстве авторов законопроекта о путях расходования региональных бюджетов, а в лучшем случае о классическом популистском законе, который в силу плавающих формулировок и отсутствия реального механизма применения не будет работать, но зато станет идеальным инструментом для того, чтобы следственные органы могли держать на коротком поводке и в строгом ошейнике любого губернатора».