Ежкова: Возможность платного набора в вузы переоценена
В ходе недавнего заседания Совета по русскому языку президент России Владимир Путин подверг критике министра науки и высшего образования Михаила Котюкова за непродуманную систему распределения бюджетных мест в магистратуре. По словам президента, действующая методика распределения бюджетных средств основывается лишь на голой статистике и противоречит реалиям, приводя, например, к недобору специалистов по целому ряду направлений.
По мнению преподавателя, члена ОП РФ, эксперта Центра ПРИСП Ольги Ежковой, государству пора задуматься о масштабах бюджетной подготовки специалистов социально значимых направлений.
Мы становимся свидетелями удивительной ситуации, когда проблема распределения бюджетных мест в высших учебных заведениях в ручном режиме решается президентом страны. Это выглядит несколько странно, хотя проблема назрела очень давно. И дело не только в магистратуре филфака Воронежского государственного университета, который попал в такую ситуацию, когда бюджетных мест только шесть при требовании со стороны министерства, что группа для обучения по магистерской программе по направлению филология должна быть не менее двенадцати человек. Но шесть «платников» на русский язык вы никогда не наберете нигде в стране.
У нас очень много говорится о «скрепах», о важной для страны роли языка, истории, при этом набор на бюджетные места по этим направлениям и специальностям у нас сокращен колоссальным образом. Кто будет реализовывать министерские планы и громкие пожелания представительных форумов, если специалистов готовится очень мало? Важно принимать во внимание, что подготовка специалиста – это не выпуск промышленной продукции, здесь всегда неизбежна роль человеческого фактора: ситуация, при которой вы набрали двенадцать человек в магистратуру и выпустили одиннадцать, практически невозможна, скорее всего, их будет значительно меньше.
На мой взгляд, проблема гораздо шире, чем та, которая была озвучена на Совете по русскому языку: наша страна постепенно приходит в состояние недоумения от нехватки специалистов первичного звена, и в образовании эта ситуация не легче, чем в медицине. Министр образования говорит, что учителей русского языка и литературы у нас достаточно и, наоборот, не хватает учителей математики, физики и информатики, в свою очередь замечу, что с математиками и физиками у нас катастрофа. Завтра катастрофа коснется преподавания истории, русского языка и литературы. Пока ситуация удерживается героическими усилиями маленьких людей.
Даже если будет объявлено о создании большого числа бюджетных мест по перечисленным выше направлениям, большой вопрос – кто на них придет, потому что молодежь не горит желанием изучать государственный язык родной страны, понимая, на какую работу, с какой зарплатой ей придется идти дальше. На Совете по русскому языку при президенте только потянули за один хвостик, ведущий к целому клубку проблем: все проблемы глобальнее и серьезнее. В стране переоценена потенциальная возможность платного набора, так как его практически невозможно сделать на целый ряд педагогических специальностей. Если мы не будем готовить специалистов этого профиля на бюджетных местах, их просто не будет, и взять их неоткуда. Государству пора задуматься о масштабах бюджетной подготовки специалистов социально значимых направлений.