Директор по спецпроектам Центра ПРИСП
08.11.2019

Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов


8 и 17 ноября в Белоруссии проходят выборы в парламент республики. Несмотря на довольно предсказуемый финал избирательной кампании, итоги выборов в соседнем государстве вызывают определенный интерес у наблюдателей, особенно на фоне не самых простых политических и экономических отношений Москвы и Минска в последнее время.

Директор по спецпроектам Центра ПРИСП Владимир Червоненко прокомментировал ход текущих выборов в белорусский парламент.

Схема выборов в белорусский парламент выглядит из России сложной – можно ли назвать ее оправданной, устоявшейся, принимаемой и понятной обществу?

Демократия в Белоруссии, при взгляде из России, носит довольно специфический характер. Даже на низовых уровнях, в районах представители исполнительной власти – люди неизбираемые, но назначаемые по линии администрации президента, по линии вертикали власти. Это основа белорусской политической системы. Советы, будь то поселковые, районные, городские, областные, выполняют скорее декоративную функцию, поскольку, с одной стороны, они обладают рядом полномочий в законодательной деятельности, но, с другой, 99% всех решений формируется в органах исполнительной власти. Тем не менее, находиться внутри советов различного уровня и почетно, и полезно, потому что они представляют собой школу кадров, фасад белорусской демократии, фабрику лояльности со стороны чиновников.

В России по-другому: свои интересы на региональном уровне продвигают определенные финансово-промышленные группы, которые вступают между собой в конкурентные выборы, что в прошлом году даже проявилось на уровне четырех субъектов Российской Федерации. В Белоруссии подобного нет и быть не может.

Верхняя палата парламента (Совет Республики) в теории должна выступать в качестве последнего фильтра, инструмента для легитимизации любой законотворческой деятельности в интересах белорусского государства. Но в действительности Совет Республики – лишняя структура, в отличие от российского Совета Федерации, где сенаторы лоббирует интересы своих регионов. В Белоруссии состав Совета набирается из сверхлояльных президенту людей, чья деятельность скучна и предсказуема. Совет Республики – это страховка на случай появления в нижней палате парламента (Палате представителей) непонятных персонажей, чьи инициативы необходимо будет тормозить.

У белорусского общества в целом, у представителей элит (провластных и оппозиционных) выборы 8 ноября в Совет Республики не вызывают особого интереса в силу абсолютной рутинности этого процесса. Что касается выборов в Палату представителей, намеченных на 17 ноября, замечу, что ключевым отличием их от предыдущих выборов является то, что оппозиция участвует в них не просто номинально, но вообще без каких бы то ни было шансов на победу. У оппозиции нет ресурсов, сопоставимых с административными возможностями власти, и, зачастую, ощущается нехватка способных, сильных кандидатов.

С точки зрения открытости и, может быть, цифровизации – какие технологии внедрены в избирательный процесс?

В этом плане выборы в республике также не могут похвастаться чем-то интересным. Прозрачные урны для бюллетеней уже выглядят самой интересной и современной технологией. Нет какой-либо цифровизации, электронного голосования – эти технологи не используются по причине банальной ненужности. Процедура подсчета голосов – непрозрачна и легко манипулируема: в такой обстановке какие-то интересные цифровые «фишки» просто не нужны.

Получается так, что в белорусской агитационной кампании вряд ли можно выделить новые проекты и техники, например, взятые из России или Европы?

Совершенно верно. Ничего интересного и заметного нет. Если раньше хоть какие-то пикеты стояли, листовки раздавали, сегодня даже у кандидатов от власти нет рекламных щитов, исключение – билборды с информацией избиркомов. Средняя кампания оппозиционного кандидата сейчас – это полтора человека, немного АПМ, публикаций и чуть-чуть выступлений. Такие кампании изначально выглядят обреченными, грустными и унылыми.

Сюрпризов не произойдет, и белорусская оппозиция потерпит очередное поражение?

Поражение – это когда ты воюешь, сражаешься и проигрываешь. А сегодня на белорусских выборах мы наблюдаем очередной провал неучастия. Поражение предполагает борьбу, но не ее имитацию: белорусская оппозиция в очередной раз займет свое законное, лузерское место, что не только подтверждается социологически, но и свидетельствует о том, что она давно изжила себя. У оппозиции нет свежих людей, лидеров, в ту серость, которую она из себя представляет, ни один вменяемый заинтересант с Запада или Востока не вложит и ломанного гроша. Это инвестиции в никуда.

Насколько громкими после выборов будут голоса об их нелигитимности и найдут ли они поддержку у населения и в медиа?

Будут слышны голоса профессиональных лузеров из числа оппозиционных политиков, но мне кажется, что даже они устали об этом кричать, и их писк не будет услышан ни на Западе, ни на Востоке. Никто ничего не ожидает и не рассчитывает – всем белорусские выборы одинаково неинтересны.

rossiya belorus

 
Партнеры
politgen-min-6 Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
banner-cik-min Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
banner-rfsv-min Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
expert-min-2 Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
partners 6
eac_NW-min Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
insomar-min-3 Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
indexlc-logo-min Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов
rapc-banner Унылый ландшафт предсказуемых белорусских выборов