Цифровое и электронное голосование: первые эксперименты
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Денис Ширяев – о представленном 11 ноября совместном исследовании ВЦИОМ и Финансового университета при Правительстве РФ «Цифровое голосование в России: первые эксперименты и перспективы».
Используя в названии исследования термин «цифровое голосование», авторы делают выводы об «электронном голосовании», хотя это два разных процесса и понятия.
Напомню, что в единый день голосования 8 сентября 2019 года впервые в России в Москве происходило сразу два эксперимента – цифровое и дистанционное электронное голосование.
Разница между цифровым и электронным голосованием не только в способе и технике исполнения волеизъявления граждан, но и в содержании самих выборов.
Цифровое голосование имело отношение к субъектам, где проходили выборы Глав (16 регионов) и довыборы депутатов Государственной Думы РФ (4 региона). В Москве было открыто 30 специальных цифровых избирательных участков, которые обеспечивали процесс голосования.
Электронное (дистанционное) голосования проводилось в рамках одного субъекта, в частности в Москве и касалось только выборов в Московскую городскую Думу. При этом эксперимент был реализован в 3 из 45 округах.
Цифровое голосование – это способ голосования, при котором избиратель, не имея возможности проголосовать по месту регистрации, на основании заранее поданного заявления, через портал Госуслуг, лично в день голосования приходит на выбранный им избирательный участок, расположенный по месту пребывания гражданина (эксперимент проходил в Москве) и при предъявлении паспорта имеет право голосовать.
Электронное голосование – это способ голосования, при котором избиратель, не имея возможности проголосовать по месту регистрации, на основании поданного заявления на сайте Mos.ru (эксперимент проходил на выборах в Московскую городскую Думу), изъявил желание проголосовать в электронной форме, то есть дистанционно через интернет.
Бессмысленно спорить с тем фактом, что в обществе существует запрос на упрощение различных процедур, в том числе путем внедрения дистанционных электронных услуг. Через интернет, дистанционно мы совершаем массу действий: делаем покупки, подаем заявления, записываемся на прием к врачу и т.д. Современную жизнь уже нельзя представить без всех этих электронных процессов. Поэтому неудивительно, что в целом респонденты положительно настроены на внедрение дистанционного (удаленного) голосования через интернет.
Процесс голосования должен быть максимально прозрачным, тайным и удобным. И если по поводу удобства электронного дистанционного голосования сомнений нет, то с тайностью и прозрачностью могут возникнуть вопросы. На мой взгляд, нельзя гарантировать избирателю, что голосованием через интернет соблюдается тайна его волеизъявления, и в целом такая процедура не является прозрачной, в отличие от традиционной формы голосования. Во всяком случае, прошедший эксперимент не смог доказать нам это. При таком способе голосования, на данном этапе эксперимента нельзя быть уверенным в том, что подавал заявление и голосовал именно тот гражданин, который был внесен в список избирателей.
Считаю, что выводы, по итогам исследования ожидаемые, но процесс голосования более сложная процедура, чем «заказ билетов через интернет». И это необходимо учитывать при проведении и анализе подобных опросов.