Румянцев: Уменьшение муниципального фильтра – не панацея
На фоне многочисленных сообщений о готовящейся Кремлем реформе избирательного законодательства экспертное сообщество продолжает высказывать свои предположения о ее целях и содержании. Исходя из сообщений ряда источников, первым шагом реформы станет коррекция муниципального фильтра, за которой, возможно, последует увеличение доли депутатов-одномандатников. Сегодня половина депутатов избираются по спискам, половина – в одномандатных округах. Но помогут ли эти шаги оздоровлению системы выборов в России – большой вопрос.
Депутаты должны получить право отдавать подписи за более чем одного кандидата, считает директор Центра ПРИСП, член Правления РАПК Сергей Румянцев.
Администрация президента планирует очередную реформу избирательной системы, скорее всего, речь идет о коррекции (в сторону его уменьшения) муниципального фильтра и увеличении (до 75%) количества депутатов-одномандатников.
Что касается первой инициативы, на мой взгляд, снижение барьера муниципального фильтра не решит проблему. Потому сложность заключается в том, что один депутат имеет право поставить подпись только за одного кандидата, что в любом случае приведет к тем же ограничениям, которые наблюдаются и сейчас. На практике это дает отличный рычаг для манипулирования этими депутатами.
Отменять муниципальный фильтр никто, конечно же, не собирается. Но проблему, на мой взгляд, можно урегулировать только одним способом: необходимо дать право депутатам отдавать подписи более чем за одного кандидата. Собственно именно так устроена эта схема во Франции, откуда к нам и пришла идея муниципального фильтра: местные законодатели, представители муниципалитетов, мэры имеют право поставить подпись более чем за одного кандидата. Применение данной нормы в российских условиях будет способствовать общей демократизации избирательного процесса, потому что она позволит принимать участие в выборах тому количеству кандидатов, которые примут решение баллотироваться. Снижение же процента – всего лишь создание видимости решения проблемы.
Рассматривая вопрос о значительном увеличении квоты депутатов-одномандатников, замечу, что делается это в силу снижения рейтингов власти, а значит и «Единой России», а также повышения антиэлитных настроений в обществе. Однако на сегодняшний момент я не был бы категоричен в том, что увеличение числа одномандатников является для власти универсальным решением проблемы с набором квалифицированного большинства депутатов.
Дело в том, что такая модель может работать только при наличии двух одновременных условий. Во-первых, на одномандатном округе должен баллотироваться, действительно электорально очень сильный провластный кандидат. При этом такому кандидату придется балансировать по тонкой грани – в чем-то абстрагироваться от власти, а в чем-то показывать свою к ней аффилированность. Во-вторых, такому кандидату не должен противостоять потенциально сильный кандидат от оппозиции. В условиях, когда избиратель голосует не столько за оппозицию, сколько против власти, – стратегически и тактически выиграть такую кампанию может быть не так просто. Ну и само собой возникает вопрос, а хватит ли у власти «кадрового ресурса» для выставления такого количества кандидатов, которые смогут победить в обозначенных выше условиях.