Электронная маркировка продуктов – ради здоровья людей
С 1 ноября 2019 года изменился Перечень подконтрольных товаров молочной продукции, подлежащих сопровождению ветеринарными документами. Этот шаг является частью правительственной стратегии по переводу на Национальную систему цифровой маркировки всего внутреннего рынка товаров и услуг. На данный момент функционирует маркировка категории товаров: обувь, табак, шубы, лекарства.
Электронная маркировка молочной продукции поможет бороться с контрафактом, а также выявит недобросовестных производителей, полагает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.
С 1 ноября 2019 года Минсельхоз ввел обязательное оформление ветеринарных сертификатов на несколько видов молочной продукции. Речь идет о здоровье граждан, поэтому никто из производителей – ни крупные, ни мелкие – не отвергают эту правильную и полезную меру, которую давно обсуждали и наконец-то ввели.
Следующий шаг – электронное сертифицирование молочной продукции, которое также вводится в интересах конечного потребителя, получающего возможность отследить движение товара, его производителя, качество и состав. Данная мера должна помочь бороться с контрафактом, а также выявить недобросовестных производителей, добавляющих в продукцию сухое молоко, пальмовое масло и т.п.
Программа электронного сертифицирования молочной продукции в национальной системе маркировки товаров «Честный знак», ее частным и единственным оператором является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), начнет свою работу с 1 июня 2020 года. Ее введение вызывает достаточно большую и оживленную дискуссию со стороны производителей молока и молочной продукции, включая «Союзмолоко» – ключевую организацию для этого рынка.
Речь идет о, во-первых, дороговизне технологии маркировки, внедрение которой обойдется в 25 миллиардов рублей; во-вторых, производителям придется платить 50 копеек за каждую штуку продукции для того, чтобы эти штрих-коды могли читаться и отслеживаться. Есть опасность, что 50 копеек в прямом и переносном смысле выльются на население, потому что производители могут повысить цены отпускаемой продукции с целью покрыть свои расходы за счет конечного потребителя.
Скорее всего, нас ждет небольшой скачок в цене на молоко и молочную продукцию, но насколько большой – сказать сложно. При этом нет опасности того, что никто из производителей не успеет в срок внедрить маркировку, и молоко исчезнет с прилавков. По аналогии с другими рынками производители получат переходный период (от шести месяцев до года), за который они вполне должны успеть внедрить систему маркировки. Некоторые крупные компании уже разработали собственные системы QR-коды, задумавшись об электронном сертифицировании товаров раньше государства.
Технологии маркировки применимы к компаниям, имеющим доступ к розничным сетям, если мы говорим про мелких фермеров, зачастую торгующих неподалеку от своего хозяйства, то они как продавали молочной продукцией, так и будут спокойно торговать. Основная проблема ждет тех, кто не нанесет маркировку товаров для их продажи через торговые сети – их просто не допустят, как это произошло на рынке табачной продукции. Все продукты, что мы видим на полках сетевых магазинов, производят в больших объемах крупные производители, им по силам внедрить маркировку, для них это не критичная нагрузка, несмотря на некоторое снижение маржинальности товара.