Август: В выборы возвращаются политика и конкуренция
22 ноября в Новосибирске прошла вторая по счету конференция «Политический сезон-2020», проведенная Институтом политики и технологий. По замыслу организаторов, она была посвящена главным трендам и перспективам будущего политического сезона в Новосибирской области, где в 2020 году пройдут выборы депутатов заксобрания, горсовета Новосибирска и местных органов власти в сельсоветах. Помимо местных политологов, политиков, депутатов и экспертов в конференции приняли участие приглашенные из других регионов специалисты в области политических технологий и коммуникаций, которые обменялись с участниками мероприятия уникальными опытом и информацией.
Избирательная кампания – соревнование идей, которые необходимо правильно упаковывать и доносить до людей, считает политтехнолог, эксперт по коммуникациям, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Аудитория конференции «Политический сезон-2020», проходившей в Новосибирске, собрала интересный и неоднородный состав участников. В Новосибирск приехали политтехнологи, которые работают на выборах не только в Сибири, но и в других российских регионах, поэтому нам с коллегами было интересно сравнить впечатления от прошедшей избирательной кампании, найти что-то общее, выявить различия. Параллельно политтехнологической секции проходила секция с участием политиков, обсуждавших свои вопросы. На общем пленарном заседании также можно было сравнить подходы к выборным процессам со стороны разных его участников.
Больше всего говорилось о том, что в выборы возвращается политика как таковая, чего давно не наблюдалось. Возвращается конкуренция, чего в последние годы так хотелось технологам, потому что работать в условиях, когда есть конкуренты, всегда интереснее. В свою очередь, политикам это интересно, потому что теперь они относятся к избирательной кампании как соревнованию идей, которые необходимо правильно упаковывать и доносить до людей.
Сегодня среди потенциальных избирателей есть целая группа, которая либо разуверилась в том, что как-то влияет на результат выборов, либо считают себя совершенно независимыми от общей политической повестки, что в действительности далеко не так. Поэтому непростая задача технологов и политиков состоит в том, чтобы по максимуму достучаться до очень разных людей, каждый из которых сам формирует свою информационную повестку, просто открывая утром глаза и беря в руки телефон, где знакомится с интересными для себя темами и сюжетами и, исходя из этого, формирует свое понимание происходящего в стране.
Участники конференции говорили о том, что нет «волшебной» таблетки для коммуникации с избирателями, и интернет сам по себе не панацея, посредством него можно выйти на контакт практически с любым человеком, но с ним необходимо говорить на таком языке, чтобы он вас понял. Сегодня люди научились хорошо фильтровать информацию, защищаться от ее переизбытка, поэтому этот язык должен быть лаконичным, простым и понятным. Отсюда перед политиком встает задача: как оставаясь самим собой, доходчиво преподнести идеи, которые он защищает. Политик должен быть правдивым, потому что люди отлично считывают фальшь, и если это произошло, переубедить человека, даже если вы его вовлекли в дискуссию, будет очень сложно.
Новосибирские коллеги порадовали тщательным подходом к оценке действующих депутатов региона, представив свой вариант рейтинга известности, активности в соцсетях, информированности об их работе у разных аудиторий. Я надеюсь, что депутаты новосибирского заксобрания и горсовета отнесутся к этому внимательно, потому что у многих из них получились нулевые оценки. Есть надежда, что политики услышат наши консультации и начнут загодя готовиться к выборам, потому что сейчас быстрых результатов не бывает. Чтобы человек принял ваши идеи, проголосовал за вас, необходимо выстроить отношения, знакомиться с ним, узнавать друг друга и дальше уже решать какие-то задачи.
В 2015 году мы также собирались в Новосибирске на похожей конференции, где говорили о том, что все мы уже живем в 2016 году, в период выборов в Госдуму. В 2019 году мы говорим, что живем в 2021-м, а некоторые уже в 2024-м. Это в очередной раз свидетельствует о том, что к планированию своей кампании следует подходить тщательно, заблаговременно и тогда у вас появятся шансы на победу даже в самой конкурентной ситуации. А победа – это то, ради чего мы и занимаемся выборами.