Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП
30.11.2019

Что зритель ждет от Голливуда?

 

Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов – о проблемах кинематографа и о том, что в искусстве не существует универсального коммерческого рецепта успеха.

Голливудский фильм «Ангелы Чарли» еще не провалился в прокате, но к тому уверенно движется и уже очевидным образом не оправдал надежды, на него возлагавшиеся. И, как говорится в одной рекламе, «вы удивитесь, узнав, кто виноват».

Изначально, в конце 1970-х, боевитые дамы были персонажами телесериала, который успешно шел на телеканале АВС. Попытка выпустить альтернативный продукт «Ангелы Тони» с героями-мужчинами оказалась неудачной. В 2000 году Голливуд решил реанимировать старый сюжет с новыми актрисами. Фильм многократно окупился в прокате, тут же сняли продолжение, которое собрало еще больше денег в абсолютных цифрах, но едва отбило увеличенный в разы бюджет. Поэтому выход третьей картины ждали 16 лет.

За это время сменилось не только актерское поколение, но и идеологические установки Голливуда. В итоге вместо веселого боевика получился занудный памфлет, содержание которого можно кратко, но исчерпывающе пересказать парафразом старого анекдота: «Женщины лучше, чем мужчины. Чем лучше? Чем мужчины».

По той же — конъюнктурной — причине провалилась и очередная попытка вдохнуть жизнь в насквозь проржавевшего «Терминатора». Возвращение в фильм постаревших, но не утративших обаяния Арнольда Шварценеггера и Линды Хэмилтон, а также участие (в качестве продюсера) автора оригинального сюжета Джеймса Кэмерона ничуть не помогли. Вместо войны людей и машин нам явили борьбу женщин и нелегальных мигрантов за свои права в суровом патриархальном мире.

Однако зрители по-прежнему идут на дорогостоящие голливудские боевики вовсе не для того, чтобы им показали политкорректные размышления на актуальные темы. Люди хотят сказку — и за действительно красивую историю готовы простить любые огрехи сюжета.

А тут их еще и отчитывают за непонимание! Ведь, по словам режиссера Элизабет Бэнкс, «ангелы» не взлетели из-за мужчин, которые не ходят на «боевики с женщинами». При этом оказавшиеся относительно коммерчески успешными фильмы про «капитана Марвел» (даму) и Суперженщину она почему-то не считает достойными примерами. Об успехе «Ангелов Чарли» начала века Бэнкс также предпочла не вспоминать. Возможно, если бы ее спросили конкретнее, она бы распространялась про «сексизм», который присутствовал в прежних картинах и которого, разумеется, в ее ленте нет.

Хотя в кинематографе, как и в целом в искусстве, не существует универсального коммерческого рецепта успеха. Один и тот же мастер может снять кассовый фильм, но провалить следующую работу. Так, режиссер тех же «Ангелов Чарли» 2001 и 2003 годов Макджи в 2009-м сделал проходной и тоже не окупившийся в прокате «Терминатор: Да придет спаситель».

Или в качестве более близкого нам примера можно взять советских «Неуловимых мстителей». Фурор первого фильма вызвал к жизни второй, который оказался не менее успешным. А вот третий, «Корона российской империи», несмотря на отдельные моменты, зрителям понравился гораздо меньше. Опрошенные «Советской культурой» кинокритики вообще назвали его одной из худших лент 1971 года. Причины, к слову, те же, что и у «Ангелов Чарли» и «Терминатора». Во-первых, чересчур много идеологии, а во-вторых, занудно и затянуто.

Пожалуй, остается только порадоваться, что «Черная пантера», где все положительные герои темнокожие, не провалилась в прокате. А то бы мы услышали немало пафосных фраз о расистских стереотипах. К счастью, авторам ленты удалось сделать увлекательную историю, а любому нормальному человеку не суть важно, какого цвета кожа у главных героев — белая, черная или вообще синяя, как в «Аватаре».

Впрочем, перспективы предстают весьма мрачные. Если раньше успех или провал киноработы объяснялся все же достоинствами и недостатками сюжета, игрой актеров, мастерством режиссера и оператора, то теперь «открылась бездна звезд полна».

Неполиткорректный фильм популярен? Виноваты белые мужчины, зашоренные консерваторы и ретрограды. Если же политкорректный фильм сумел хорошо стартовать и окупить затраты на производство, то, конечно же, вопреки белым сексистам, традиционалистам, поборникам семейных ценностей. Если провалилось неполиткорректное кино, то произошло это благодаря усилиям феминисток и прочих активисток. Ну а что случается, когда в прокате неудачен политкорректный фильм, нам продемонстрировала режиссер Элизабет Бэнкс...

Показательно, что комментарии на сайте телеканала FOX тоже выглядят возмутительно неполиткорректно. «Я очень люблю женщин, но не буду смотреть Бонда, если его сделают женщиной», — пишет зритель. Напомним, недавно опубликовали инсайд о будущем фильме, посвященном спецагенту 007: его роль отдадут женщине (разумеется, чернокожей), а потом Дэниел Крейг вернется из заслуженного отпуска. Впрочем, возможно, что ненадолго, и в итоге Бонд все-таки сменит пол, как это уже сделал(а) Доктор Кто из старейшего британского фантастического сериала...

В СССР действовала цензура: как идеологическая, так и политическая. Но, несмотря на это, в прокат постоянно выходили фильмы, которые мы до сих пор пересматриваем с удовольствием. Остается надеяться, что либеральная цензура политкорректности все же не помешает и Голливуду время от времени выпускать ленты, достойные того, чтобы остаться в истории. Маккартизм же они, в конце концов, как-то пережили.

Ранее опубликовано на: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/297641-gollivud-da-pridet-spasitel/

kino

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Что зритель ждет от Голливуда?
banner-cik-min Что зритель ждет от Голливуда?
banner-rfsv-min Что зритель ждет от Голливуда?
expert-min-2 Что зритель ждет от Голливуда?
partners 6
eac_NW-min Что зритель ждет от Голливуда?
insomar-min-3 Что зритель ждет от Голливуда?
indexlc-logo-min Что зритель ждет от Голливуда?
rapc-banner Что зритель ждет от Голливуда?