Русский язык – богатство, которым мы не умеем пользоваться
Специальный доклад Центра социологических исследований Минобрнауки (ФГАНУ «Социоцентр») продемонстрировал падение числа изучающих русский язык в мире в два раза со времени распада Советского Союза. В 1991 году 74,6 млн иностранцев изучали русский язык, в 2018-м – только 38,2 млн. Если не брать в расчет страны из числа бывших советских республик, то за постсоветский период число изучающих русский язык в мире сократилось с 20 млн человек до чуть более 1 млн. На данный момент русским языком пользуются в 27 странах, и по распространению в мире он занимает десятое место. Насколько актуально позиционирование русского языка в качестве одного из основных носителей мировой культуры? Об этом в нашем материале.
Нам необходимо понимание национальной ответственности перед своим языком, ощущение гордости за свою культуру, но пока что лозунги заменяют конкретные дела, считает преподаватель, член ОП РФ, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова.
Нашей стране нужно прекратить заниматься спортом в отношении русского языка: первое место, третье или девятое – спорт хорош на стадионе, а мы должны понимать, о чем нам говорят цифры, касающиеся числа изучающих русский язык иностранцев.
Люди изучают язык с какой-то целью, либо с тем или иным интересом. Чтобы интерес жил, его нужно подпитывать, как, например, шикарному автомобилю необходимо горючее и техобслуживание, так и интерес к русскому языку и русской культуре в целом точно также нуждается в поддержке и заботе. Сокращение числа изучающих русский язык в мире – следствие снижения экономического и гуманитарного взаимодействия нашей страны с другими странами. И стоять в позе зазывал у ресторана – мы научим вас русскому языку – не получится, объективно это глобальные процессы, не зависящие от усилий преподавателей русского языка и литературы.
Язык учится в соответствии с наличием определенного интереса к русской культуре. У нас есть Чехов, Пушкин, Толстой, Достоевский, русская классическая музыка, русский балет, но если мы не проявляем заботу о своих достижениях, гордимся ими или вспоминаем исключительно по праздникам, то и интерес к ним за границей будет сокращаться и угасать. Если нам самим не интересна наша культура, если она финансируется по остаточному принципу, то почему мы решили, что будем интересны окружающему миру?
В первую очередь необходимо решать внутренние проблемы. Предположим, что количество изучающих русский язык внезапно начнет расти, но откуда мы возьмем преподавателей для них? У нас сократилась подготовка преподавателей по всем направлениям, в том числе и по русскому языку. Преподаватели русского языка не имеют никаких преференций, хотя нам постоянно говорят о ценности государственного языка. Мы вспоминаем про русский язык, когда говорим о духовных скрепах, как только речь заходит о зарплате, у нас сразу все равны.
Все наши духовные скрепы сегодня представляют собой крики «Россия, вперед!», но любовь к своему Отечеству начинается со знания наизусть стихотворений любимого поэта и умения писать «не» с глаголом раздельно. Нам необходимо понимание национальной ответственности перед своим языком, ощущение гордости за свою культуру, а у нас лозунги заменяют конкретные дела. Тенденция в мире только отражает наше отношение к своей культуре и языку, когда происходящее на первом и втором канале в эфире различных ток-шоу нельзя назвать иначе кроме как гуманитарной диверсией. С кем и о чем говорить иностранцам на русском языке?
Мы не должны гнаться за цифрами и в первую очередь следует подумать о том, как мы сами относимся к своему языку, его преподаванию, к своей культуре. Чем больше мы будем заниматься своей культурой и языком «для себя», тем больше к нам будут тянуться и подтягиваться из вне.