Социология – что дышло?
В социологическом исследовании, проведенном специалистами Центра пространственного анализа международных отношений ИМИ МГИМО указывается, «что 90% жителей Белоруссии считают, что с Россией страну должны связывать партнерские или союзнические отношения, 57,6% респондентов ответили, что считают самым приемлемым вариантом «союзнические» отношения с Москвой, а 31,8% заявили, что ждут отношений «партнерских». Таким образом, за то, что Москва и Минск должны быть союзниками или партнерами, высказались 89,4% опрошенных. Еще 10,2% выбрали «нейтральные» отношения между странами. Только 0,2% опрошенных сообщили, что находят приемлемым вариантом «враждебные» отношения между Минском и Москвой. Такое же число респондентов затруднились ответить на этот вопрос».
Директор по спецпроектам Центра ПРИСП Владимир Червоненко – о том, что социология в последнее время зачастую используется не с объективно-академической, а с манипулятивно-формирующей целью.
Скорее всего, аналитики МГИМО выдают объективную картину, но как водится, дьявол таится в деталях. Для начала – сама формулировка «Белоруссия» кажется слегка неуместной в устах аналитиков Института международных отношений, так как эта страна прекратила свое существование после Беловежских соглашений декабря 1991 года, то есть почти 28 лет назад. В настоящее время субъектом международных и межгосударственных отношений является Республика Беларусь, или просто Беларусь; так что любой аналитик, читающий подобную «аналитику», сразу заподозрит некий манипулятивный контекст, и дальше читать не будет.
Нет, в том, что 90% белорусов не отрицательно относятся к России и к взаимодействию с ней – это объективность, однако все дело в формулировках. Стоит подменить понятия «союзнические или партнерские отношения» на «усиление интеграции между Беларусью и Россией» - и мы получим что-то вроде переносного мини-референдума, легитимизирующего любые односторонние или двусторонние действия по институциональному и (или) политическому закреплению этой ситуации.
А это уже не просто манипуляция общественным сознанием, это первый шаг к закреплению этих «объективных социологических трендов», в том числе среди международных структур – то есть к реально работающему пресловутому унитарно-конфедерато-федеративному Союзному государству Беларуси и России.
Что же говорят по данной теме белорусские, условно говоря «независимые», социологи? Почему условно? Потому что социология в последнее время зачастую используется не с объективно-академической, а с манипулятивно-формирующей целью; поэтому стоит уделять особое значение двум факторам: кто и по чьему заказу проводит исследование (финансирование и исполнение), а второй – внимательно изучать сами формулировки вопросов, чтобы увидеть не только их внешность, но и рассмотреть внутренность. Поэтому данным исследований индийских социологов, финансируемых правительством гипотетической Антарктиды по вопросам российско-белорусских отношений, можно было бы доверять на 100%; все остальные данные носят во многом условно-достоверный характер.
Итак, о чем пишут белорусы? По данным белорусских социологов (данные опроса «Белорусской аналитической мастерской», BAW, Варшава. Исследование было проведено в марте 2019 года. Социологи опросили 1060 человек), примерно 36,4% от общего числа опрошенных жителей выступают за развитие интеграции с Россией, 43% респондентов считают, что углубление не нужно, примерно 28% белорусов выступают за интеграцию с Европейским Союзом и 23% из них являются сторонниками развития отношений и с Россией, и Евросоюзом.
Примечательно, что 11,1% респондентов ответили, что их вполне устраивает уровень белорусско-российской интеграции, 52,2% — "скорее устраивает". То есть в общей сложности удовлетворенных произошедшим межгосударственным сближением насчитывается порядка 63% респондентов, недовольных набралось значительно меньше - всего 5,4%. Столько людей сообщило, что уровень интеграции их совершенно не устраивает. Еще 19,3% опрошенных сказали, что уровень российско-белорусской интеграции их "скорее не устраивает".
Какие выводы из приведенных данных обоих исследований можно сделать?
Во-первых, социология подтвердила свою значимость и востребованность в выработке политических решений и популяризации их в общественном сознании.
Во-вторых, повсеместное использование и некорректное цитирование результатов социологических исследований подрывают доверие и снижают эффективность их использования.
И, в-третьих, возможно, в-главных, развитие социальных сетей и новых коммуникативных и технологических моделей по созданию моды на тот или иной политический тренд в скором времени приведут к созданию новых моделей трансформирования реальности в общественном сознании, так, что они станут незаметны даже для специалистов. Потому что если манипуляция незаметна – она работает, разгаданная же теряет всякий смысл.