Без серьезной кампании списки малых партий обречены
Согласно сообщению ряда СМИ, внутриполитический блок Кремля обсуждает идею о возможном допуске на выборы 2021 года в Госдуму большого числа малых партий с тем, чтобы при сохранении нынешней пропорции (225 списочников и 225 одномандатников) «Единая Россия» и другие крупные думские партии получили по партспискам дополнительные мандаты малых партий, не преодолевших 5%-барьер. В 1995 году была зафиксирована максимальная доля голосов, полученными не прошедшими в Думу партиями – 49,5%, при рекордном количестве списков партий (43), допущенных к выборам. В результате преодолевшие барьер партии практически удвоили количество своих мандатов за счет не попавших в парламент соперников. На последних выборах в Госдуму в 2016 году участвовало 14 партий, и 10 не преодолевших барьер набрали 13,1%, что в итоге дало гораздо меньше мандатов партиям-победителям.
По мнению директора Агентства политического права и управления, эксперта Центра ПРИСП Алексея Васильева, искусственное увеличение списка партий ни к чему не приведет кроме удлинения бюллетеня.
На мой взгляд, здесь следует обратить внимание на два аспекта. Первый из них связан с тем, что опыт подобных действий на региональных выборах в последние годы показывает, что ситуация с 1995 года достаточно сильным образом изменилась. По сравнению с нынешними временами, избиратели тех лет были практически «девственными» в плане восприятия политтехнологий. Сегодня можно формально зарегистрировать большое количество списков, но ни один из них без серьезной избирательной кампании не наберет даже 1%. Пользу в таком случае извлекут только политтехнологи, которые будут помогать этим партиям собирать подписи и проходить процедуру регистрации.
Второе. Если решать задачу допуска на выборы в Госдуму большого числа малых партий, то следует раскручивать их таким образом, чтобы они не преодолели 3%-барьер, иначе это повлечет за собой бессмысленные затраты из бюджета. Бездумное искусственное увеличение списка партий ни к чему не приведет кроме удлинения бюллетеня. Нужно серьезно подойти к этому вопросу с опорой на анализ социологических данных уже на старте избирательной кампании.
Есть несколько партий, которые при небольших вливаниях легко могут преодолеть 3-5% барьер, например, «Партия пенсионеров России» или КПСС, но это будет невыгодно партии власти в лице «Единой России». И на финальной стадии избирательной кампании придется вести контркампанию по снижению их рейтинга, что потребует немалые дополнительные ресурсы.